Сергей Беспалов, известный в Иркутске политолог, директор ООО «Опытно-конструкторское бюро» поделился с порталом SIA.RU своими соображениями о работе банков и экономике в России.
Про банки. Как физлицо, я банкам не очень интересен, потому что я пользуюсь минимальным набором услуг. Держу дебетовую и кредитную карточки в Сбербанке, а в Альфа-Банке у меня открыт расчетный счет. Я человек достаточно либеральных политических взглядов и не хотел в государственном банке держать деньги.
Если мы говорим о частном бизнесе, мы должны его как-то поощрять своими деньгами. Поэтому открыть счет в крупнейшем частном банке России мне показалось хорошей идеей – я открыл счет в Альфа-Банке и до сих пор не разочаровался.
Личные финансы всё же храню в Сбербанке, поскольку я очень много пользуюсь переводами – перевожу бывшей жене алименты на ее сбербанковскую карточку. Альфа-Банк – прекрасный банк, даже несмотря на то, что, как и все российские банки, он неохотно кредитует бизнес. Вопросы решают быстро, не больше 20 секунд уходит на то, чтобы выйти на контакт, и получить ответ. Однако, когда спустя три месяца после открытия расчетного счета, я решил попросить у них кредит, мой запрос остался без ответа – и я понял, что меня просто проигнорировали. Я не обижен, но сложившаяся ситуация, на мой взгляд, наглядно иллюстрирует, как российские банки не поддерживают экономику, а, наоборот, выводят из нее деньги.
Про курьезы. Однажды мне дали в кассе Сбербанка на пять тысяч рублей больше, чем было нужно. Я понимаю, что кассир много не зарабатывает, решил вернуть – позвонил руководителю, объяснил ситуацию. Буквально через пять минут перезвонили – действительно, на одной кассе не хватало денег. Сотрудница приехала ко мне, забрала деньги, сильно благодарила.
Про ипотеку. У нас очень смешная история ипотеки. Однажды моя хорошая знакомая попросила меня поручиться за неё по жилищному займу, но я ей в этом отказал. А спустя несколько лет женился на ней. Тогда я был единственным из пяти человек, кто отказался за нее поручиться в Сбербанке, а теперь живу в этой квартире и плачу уже другую ипотеку в Росбанке.
Стараюсь гасить досрочно, но такая возможность редко выпадает, потому что процентная ставка в России – это ростовщичество под залог недвижимости, а никак не ипотека.
Сейчас 12-13% годовых, до этого были все 15% – всё это достаточно некомфортно для клиента.
Про банковскую систему. В отношении банковской системы я реалист. Считаю, что она в российское общество абсолютно ничего не инвестирует.
При этом я могу сказать, что технологически наша банковская система абсолютно конкурентна. За рубежом нет даже аналогов того, что делает Тинькофф банк. Можно по-разному относиться к самому Тинькову, но технологически очень продвинута ситуация, когда ты можешь очень дешево, быстро и удобно взять простейшие банковские услуги.
У моих друзей есть бизнес в Болгарии. Они рассказывают, что там настолько всё отстало в технологическом плане, что чуть ли не от руки чеки заполнять приходится. Комиссия за простейший перевод денег там может составить 10 евро. Ежемесячное обслуживание обходится в две-три тысячи рублей в месяц. По сравнению с нашими 500 рублями в Тинькофф банке – это просто грабеж
Я, как политизированный гражданин, хотел бы больше конкуренции в банковской системе, потому что, когда государственные банки выдают 66% всех кредитов в экономике, мы понимаем, что падать и банкротиться они будут больно, потому что у них объективно плохие балансы.
Про кредиты. Бизнес одного моего товарища в 2014 году сильно пострадал, несколько лет он просто выплачивал кредиты, продавал машины, продавал товар, чудом избежал банкротства, к концу 2016 года он «оздоровился» и в сентябре пошел в банк, чтобы получить кредит на покупку товара (сезонный бизнес) и успеть на предновогоднюю распродажу. В итоге ему предложили закредитоваться только в первый рабочий день января, поскольку это положительный показатель для банка. Естественно, он отказался, ведь в январе самый глубокий спад продаж и нужно быть полным дураком, чтобы кредитоваться. Из-за подобных ситуаций я сам и многие мои знакомые кредитуемся частным образом. Пусть это и дороже, но зато комфортней. У меня есть хороший, обеспеченный знакомый, который иногда меня ссужает – вот мой коммерческий оборот.
Кредит – это кровь экономики. Беря кредит, ты всегда формируешь свое будущее. Долгое время мне казалось, что кредиты – это зло, а когда более активно занялся малым бизнесом, понял что зло-то оно зло, но альтернатив нет.
Сейчас я спокойно кредитуюсь, но я достаточно консервативный заемщик – стараюсь не рисковать, я понимаю, под какой потенциальный платеж я беру свои кредиты.
Читайте также:
Про финансовые принципы. Главный мой финансовый принцип – не тратить больше, чем зарабатываешь. Очень важно уметь считать. У меня некие проблемы со счетом, и я не стесняюсь обращаться за помощью к своим более профессиональным друзьям. В целом я больше хотел бы сберегать, но я понимаю, что пока мои дети не выйдут во взрослый мир, для меня это почти не реально.
Про инвестиции. Последний раз портфель ценных бумаг у меня был 2007 году. Я пришел к Олегу Чихладзе, ныне одному из главных брокеров «БКС», и сказал, что хочу инвестиционный пакет, в котором не будет никаких госкомпаний – только свободный рынок, только компании с понятным корпоративным управлением. Он составил мне этот портфель. Тогда, правда, из девяти бумаг осталась только одна, это РАО «ЕЭС России» – на ней я и заработал. Купил по 14.80, а продал по 28 через девять месяцев. На эти деньги была куплена квартира для мамы.