В этом году российский авторынок демонстрирует признаки восстановления. По данным АЕБ, в июне продажи легковых автомобилей и LCV выросли на 15% до 141 084 машин. В январе-мае также был зафиксирован рост рынка. В 2016 году заметный рост показал вторичный рынок автомобилей. Традиционно, это опережающий индикатор, так что рост первичного рынка был ожидаемым. На наш взгляд, этому можно выделить три основные причины:
1. Восстановление российской экономики. В начале этого года российская экономика вышла из двухлетней рецессии. За январь-май рост ВВП составил 1,3%. При этом выросла деловая активность, на очереди – рост реальных доходов. Граждане, откладывавшие покупку автомобиля «до лучших времён», делают это сейчас.
2. Снижение ставок. Примерно 50% автомобилей в России покупаются в кредит. В этом году Центробанк снизил ключевую ставку до 9%. Соответственно, снизились и ставки по кредитам. Вкупе с различными государственными программами (trade-in, утилизация) это стимулирует спрос на автомобили.
3. Старение автопарка. Последний всплеск спроса на автомобили в России был в 2011-2012 гг. То есть 5-6 лет - это как раз «классический цикл» использования автомобиля, после которого машину принято менять. В этом году, физические и юридические лица активно обновляют свои автопарки.
Отрадно, что растёт спрос на автомобили отечественного производства. В июне «АвтоВАЗ» нарастил продажи в России на 23,2% до 27 400 машин. Популярностью пользуются Lada Granta, Lada Vesta (рост продаж 28,9% г/г) и Lada Xray (+53,8% г/г).Доля АвтоВАЗа на рынке после нескольких лет падения восстанавливается. Это связано не только со смещением спроса в бюджетный сегмент и ослаблением рубля, но и с улучшением качества продукции. Это отмечают сами потребители. У «АвтоВАЗа» есть шанс усилить свои позиции на рынки, а в перспективе нескольких лет вернуться на прибыльность.
Роман Ткачук, старший аналитик Альпари