В преддверии мирового финансового кризиса 2008 года неплохим индикатором предстоящей рецессии была перевернутая кривая доходности. Сейчас настали новые времена.
Под кривой доходности подразумевается разница между доходностями долгосрочных и краткосрочных гособлигаций. В США в последнее время она уплощается, а это признак ослабления экономики.
Впрочем, Джанет Йеллен и компания держат руку на пульсе. Пока политика мировых ЦБ все еще сверхмягкая. В условиях крайне низкой ключевой ставки ФРС кривой доходности Treasuries не так-то просто «перевернуться».
(слева - номинальная; справа - реальная, за вычетом инфляции)
Источник: treasury.gov
Несмотря на это стоит присмотреться к определенным факторам риска, которые могут спровоцировать обвал мировых фондовых рынков. Речь идет о своего рода «серых лебедях».
Напомним, что «черными лебедями» называют неожиданные и, по сути, непрогнозируемые явления, которые способны обрушить финансовые активы. Это «неизвестные неизвестные», о них мы не знаем до их наступления.
«Серых лебедей» можно обозначить в качестве фактора риска заранее. Не факт, что они «приплывут» на Wall Street, но определенная угроза вполне реальна.
Дональд Трамп сядет в лужу
Рынок живет ожиданиями. С момента выборов в Штатах индекс S&P 500 прибавил около 18%. Инвесторы верили в экономическую программу Трампа, включающую фискальное стимулирование – налоговую реформу, масштабные инфрастуктурные расходы и дерегулировании ряда индустрий, включая банковскую и нефтегазовую.
Новая администрация нацелена на 3% прирост реального ВВП в год, пока динамика гораздо более умеренная. Согласно 1-й оценке, во 2-м кв. ВВП США вырос на 2,6% после +1,2% в 1-м кв. Пока инициативы Трампа в Конгрессе терпят фиаско. Реформу системы здравоохранения протолкнуть не удается. А ведь ее принято считать предвестником налоговой реформы.
Федрезерв активизируется
На фоне ослабления инфляции в США, Джанет Йеллен смягчила риторику. Сегмент деривативов оценивает вероятность еще одного повышения ключевой ставки – в декабре – примерно в 50%. Впрочем, по итогам июльского заседания регулятор намекнул о возможности запуска «обратного QE», которое является мерой монетарного ужесточения, уже в сентябре.
ФРС обеспокоена системными рисками, которые несет в себе политика сверхнизких процентных ставок. Также налицо сильные данные по рынку труда. Подтвердится или опровергнется подобная идея, мы узнаем в пятницу, 4 августа, когда будет представлен ключевой отчет по занятости и безработице за июль от BLS.
Марио Драги подкинет проблем
С учетом масштабов экономики еврозоны, политика ЕЦБ с его отрицательными ставками выглядит более мягкой, чем поведение ФРС. Согласно консенсусу аналитиков, в 2018 году ЕЦБ может приступить к сворачиванию программы QE. Напомним, что весной объем выкупа активов сократился с 80 млрд евро до 60 млрд евро в месяц.
Судя по всему, вопрос повышения депозитной ставки с текущих минус 0,4% решаться будет не скоро – в лучшем случае, в конце 2018 года. Однако монетарное ужесточение ЕЦБ грозит совпасть с аналогичными действиями ФРС и даже Банка Японии. Глобальное сужение ликвидности может продавить фондовые активы.
Китайская угроза
июне экономика КНР воспряла духом. В 1-м и 2-м кв. прирост ВВП составил 6,9% годовых при минимальных за 26 лет +6,7% по итогам 2016 года. В тоже время наблюдается ослабление кредитного импульса в Китае на фоне борьбы регуляторов с излишней долговой нагрузкой в стране. Согласно оценкам Института международных финансов (IIF), соотношение общего долга и ВВП Китая уже превысило 300%.
Политика делевериджа вполне может ударить по экономике страны. Более того, 304% - это лишь официальные цифры. Народный Банк Китая уже успел отметить рост забалансового кредитования в КНР, а ведь это риск для банковской системы. Надо понимать, что Китай является одной из крупнейших в мире экономик и ключевым потребителем сырья. Вот почему ситуация в Поднебесной столь важна для финансовых рынков.
Подводя итоги
Материализуются ли «серые лебеди» в полном масштабе, покажет будущее. Тем не менее, риски коррекции нарастают. Ранее наш читатель задал вопрос о возможности глубокой просадки фондового рынка США.
Оксана Холоденко,
эксперт по международным рынкам БКС Экспресс