Стоит ли покупать недвижимость с целью инвестиции? Как будет вести себя доллар? Является ли биткоин спасительным инструментом? Что сейчас покупать – акции или облигации? Мнения сразу двух экспертов-практиков услышали 16 ноября иркутские инвесторы на конференции «Экономика 2018: разговор 'без купюр'», организованной компанией «БКС Премьер».
«Главная задача таких мероприятий – поближе познакомиться с вариантами инвестирования, – считает Николай Корженевский, ведущий аналитической программы «Экономика: курс дня» на телеканале Россия-24, преподаватель Высшей Школы Экономики. – Мы все чаще будем сталкиваться с финансовым рынком. Этот процесс не остановить, и люди вынуждены будут разбираться с тем, что предлагает рынок, каковы там риски и возможности».
«Управляющие активами и финансовые советники готовы подробно рассказать как о простых инструментах, так и о структурных продуктах, а также о том, как составить персональный финансовый план и сформировать индивидуальный инвестиционный портфель, соответствующий целям и задачам клиентов, – рассказал Сергей Суверов, кандидат экономических наук, главный аналитик управляющей компании БКС. – Вы можете воспользоваться услугами доверительного управления либо самостоятельно инвестировать в акции или облигации через брокерские счета. Это возможно, хотя и несет больше рисков».
Стоит ли покупать недвижимость?
С.Суверов:
На рынке недвижимости цены падают уже несколько лет, доход от сдачи ее в аренду находится на уровне 4-5% годовых, т.е. ниже, чем доходность по депозитам.
Н.Корженевский:
К этому объекту инвестиций я отношусь очень осторожно: я вижу недвижимость в Москве и регионе, там перспективы неоднозначные. В Москве есть программа реновации, в рамках которой планируется строить 3 млн кв.м. в год дополнительно к обычному предложению. Недвижимости будет больше, и предполагается, что свою часть объектов московское правительство будет продавать чуть ниже рынка. Поэтому жилье в Москве, кроме отдельных объектов, я думаю, дорожать не будет.
Еще одна история, которая наверняка повлияет на всю недвижимость России: это налоги. Пройдет март 2018 года, президентские выборы, и мы вновь вспомним о том, что у нас бюджет по-прежнему верстается с дефицитом. А налоги на недвижимость у нас очень низкие по общемировым меркам. Если владение квартирой подорожает, инвесторы будут избавляться от квартир.
Сколько будет стоить доллар?
Н. Корженевский:
Нефтяные валюты снижаются к доллару, и я думаю, до конца года этот тренд сохранится. Все обращают внимание, что рубль падает при растущей нефти. Но это не какая-то специфическая история рубля – это общий выход капитала из развивающихся рынков.
2018 будет неоднозначным для доллара. Я думаю, его ослабление к основным мировым валютам и к валютам развивающихся стран в первой половине 2018 года очень реально. До того, как мы увидим какие-то негативные события на рынках и в экономиках, доллар еще упадет в район 54-55 рублей.
С.Суверов:
Есть мнение, что курс рубля додержат до выборов, а потом будет небольшая девальвация. Я не стал бы этого ждать.
К концу 2017 года, думаю, доллар может вырасти до 61-62 рублей. Что касается следующего года, мы ждем, что неизбежна коррекция в ценах на нефть, и, возможно, доллар будет стоить 62-64 рубля.
Стоит ли покупать биткоин?
С.Суверов:
Мы смотрим на этот рынок, но если акции, облигации, курсы валют можно оценить, то ценообразование биткоинов – терра инкогнита. Криптовалюты – очень волатильный инструмент, я бы не советовал розничным инвесторам увлекаться им.
Кроме того, здесь возможны регуляторные риски: правительство собирается ужесточать правила игры.
Э.Семенов: На рынке более 3000 криптовалют. К сожалению, большинство из них анализу просто не поддается. Но есть и приятная новость: это не значит, что на них нельзя заработать. БКС предоставляет такую услугу.
Н.Корженевский:
Не является ли биткоин спасительным инструментом? Нет, не является. Биткоин – это слишком экзотический инструмент и по поведению цены это обычный спекулятивный надувающийся пузырь. Для ориентира могу сказать, что все пузыри в истории заканчивали свое существование, достигнув капитализации от одного до шести триллионов долларов. Откуда будет падать биткоин, я не знаю. На мой взгляд, красная цена ему – долларов 300, это при суперпозитивной оценке.
Этот класс активов называют криптовалютами. Но мало кто покупал их именно как валюту, с мыслью этим за что-нибудь заплатить. Покупают скорее как акцию, хотят поспекулировать на разнице в стоимости.
Сам максимум цены краткосрочный, может длиться пару минут. В общем, это поезд, который уже уехал.
На какие активы обратить внимание?
С.Суверов:
Главный тренд, который мы видим – это рост американского фондового рынка. Растут технологические компании. Это связано с ростом корпоративной прибыли. Локомотивом роста американского рынка является компания Apple, которая квартал за кварталом демонстрирует хорошие результаты.
Факторы роста американского рынка – это рост прибылей, ожидание налоговой реформы, наличие огромной денежной массы, ожидаемое повышение ставок.
Если ФРС США будет повышать ставки, это может негативно отразиться на стоимости длинных облигаций. Наш портфель – короткий. Кроме того, мы знаем, что есть обратная корреляция между облигациями и акциями: если облигации будут падать на ужесточении монетарной политики, то акции должны расти.
Я считаю, что американский рынок интересен для инвестиций, можно покупать Фьючерс на индекс S&P 500, а также точечно инвестировать в отдельные бумаги.
Н.Корженевский:
Из инструментов я сегодня порекомендовал бы простой, понятный и надежный инструмент – облигации федерального займа.
Стоит ли покупать российские акции?
С.Суверов:
Высокие цены на нефть способствуют интересу иностранных инвесторов. Рейтинговые агентства S&P и Moody's повысили прогноз суверенного рейтинга России в 2017 году и мы можем ожидать, что в следующем году мы увидим возвращение кредитного рейтинга к инвестиционному состоянию. Но главным фактором сейчас является то, что российская экономика вышла из рецессии. Кроме того, растут продажи грузовиков, а это, как известно, является опережающим индикатором.
Локомотивом роста российского фондового рынка выступают акции Сбербанка.
Компания может направить на выплату дивидендов в следующем году около 40% прибыли, и эти ожидания являются драйвером для роста акций Сбербанка.
В ряде отраслей, в IT, например, наблюдается рост на 15-20%, компании наращивают прибыль. Поэтому Яндекс есть в нашем портфеле. Во втором эшелоне могут быть также интересны бумаги стальных компаний. Мы ожидаем, что инвесторы продолжат их покупать.
Н.Корженевский:
Может быть, уже наступают времена для покупки акций, но все-таки, Китай – это фактор риска. Если там что-то произойдет, будет переоценка всех развивающихся рынков.
На мой взгляд, имеет смысл дождаться какого-то опасения рецессии через год-полтора, и уже тогда фундаментально и надолго формировать для себя пакет акций, которые вы будете долго держать. Хотя и в акциях есть отдельные интересные истории. Нельзя всю жизнь сидеть и ждать, пока наступит рецессия.
Что касается акций Сбербанка, я бы не покупал их по текущей цене, а подождал хотя бы 150-160 рублей.
Стоит ли покупать облигации?
С.Суверов:
В России избыточная ликвидность приближается к 1 трлн рублей. Эти деньги идут на фондовый рынок. Банки являются важными игроками на долговом рынке и способствуют росту спроса на ОФЗ и корпоративные облигации. Доходность на этом рынке сейчас составляет 7-10% годовых.
Н.Корженевский:
Я напомню, что у нас очень низкая инфляция, ниже 3%. У нас достаточно дорогая нефть, и, по всей видимости, в ближайшие годы нефть останется выше 50 долларов за баррель, поэтому я думаю, что десятилетние ОФЗ по доходности должны быть где-то 6,5%, а это значит, что купить эти бумаги сейчас определенно имеет смысл.
Кроме того, покупая ОФЗ, вы косвенно инвестируете еще и в рубль. Я жду укрепления рубля к доллару в первой половине следующего года, и покупка ОФЗ в этом случае тем более разумная инвестиция: вы получаете и ставку, и дорожающую бумагу, и еще укрепляющуюся валюту.
Куда припарковать свободные доллары?
С.Суверов:
Я считаю, что 70% капитала имеет смысл хранить в валюте. Экономика подвержена системным рискам. Рубль может обесцениться или сильно обвалиться, как было в 1996 или в 2014 году. На валютном, долларовом рынке мы вкладываемся в еврооблигации.
В нашем портфеле еврооблигации золотодобывающих компаний, компаний с высоким кредитным рейтингом. Мы анализируем все: EBITDA, кредитную нагрузку, рентабельность, темпы роста компании, состав акционеров. Потому что, бывает, у компании все хорошо с финансами, но акционеры не хотят платить. Репутация акционеров очень важна.
Н. Корженевский:
Как инструмент для кэш-менеджмента я бы рассмотрел еврооблигации Russia-28
Читайте также:
Эта бумага больше защищена от просадок, если сравнивать с облигациями с более-менее длительным сроком погашения. По ней очень высокие купоны. У нее прекрасная защита в виде низкого порога входа – ее не надо покупать от 200 тыс. долларов. Она очень хорошо коррелирована с нефтью, и на нее постоянно есть спрос желающих припарковать свободные доллары.