И невозможное возможно. Американский рынок акций устанавливает рекорд за рекордом, преодолевая все новые и новые исторические максимумы.
Эпоха рекордов
В 2017 году индекс S&P 500 прибавил около 19%, Dow Jones вырос на 25%, NASDAQ Composite увеличился на 28%. В прошлом году консенсус-таргет аналитиков по S&P 500 (2360-2380 пунктов) был превышен на 13,5-14,5 процентных пункта (п.п.).
График индекса S&P 500 за год, таймфрейм дневной
Начало 2018 года продолжилось на мажорной ноте. Ралли Санта-Клауса вышло за пределы сезонной нормы. Ключевые индексы уже успели прибавить около 6-7,5%. В пятницу, 26 января, S&P 500 торгуется в районе 2860 пунктов. Консенсус по S&P 500 в 2840 пунктов (версия The Wall Street Journal в конце 2017 года) был успешно преодолен.
Число торговых дней без 5% коррекции по S&P 500 в пятницу достигло рекордных 400. Предыдущий рекорд в 394 дня был установлен во второй половине 1990-х гг. Получается, что хоть какой-нибудь коррекции на фондовом рынке США не наблюдалось со времен голосования по Brexit летом 2016 года.
Что за этим стоит
Отчасти – налицо иррациональный оптимизм. Как показывает VIX, инвесторы не знают страха. Но есть и определенные факторы, поддерживающие бычьи настроения на Wall Street.
Трампономика. Инвесторы быстро переосмыслили предвыборные обещания новоизбранного президента США Дональда Трампа, сконцентрировавшись не на скандальных заявлениях, а на обещанных экономических реформах.
Действительно, в декабре прошлого года Конгресс согласовал налоговую реформу. Теперь ставка корпоративного налога снижена с 35% до 21%, а компании получили возможность репатриировать «зарубежный» кэш по льготной ставке. Некоторые из них уже заявили о подобных намерениях, включая Apple и Amgen.
Связанная с реформой переоценка отложенных налоговых активов и обязательств ударила по прибыли многих ведущих корпораций США в IV квартале, включая JP Morgan и Johnson&Johnson. Но это единовременные убытки, и перспектива выглядит радужной. Участники рынка ждут от Трампа обещанного пакета инфраструктурных расходов.
Прибыли корпораций. Согласно оценкам аналитической организации FactSet, по итогам 2017 года речь может идти о 10,1% приросте консолидированной прибыли на акцию (eps) S&P 500. Прогноз на 2018 год предполагает еще +16,3%.
Сразу подчеркну, что рост котировок все равно опережает увеличение доходов эмитентов. Форвардный показатель P/E S&P 500 по версии FactSet (соотношение капитализации и ожидаемых в ближайшие месяцы доходов) находится на многолетнем максимуме и составляет 18,4.
Экономические показатели. Во II и III кварталах 2017 года американская экономика прибавила 3,1% и 3,2%. Первая оценка за IV квартал указала на 2,6% рост показателя. В реальности последние данные не столь уж плохи, ибо на ВВП негативно повлияли переоценка запасов и состояние торгового баланса из-за роста импорта на 13,9%. При этом расходы потребителей прибавили 3,8%, а бизнес-инвестиции – на 11,4%.
Согласно прогнозу Всемирного банка (WB), в 2018 году американский ВВП увеличится на 2,5%, на 0,3 п.п. выше июньской оценки. Пересмотр произошел на фоне принятия законодательства о налоговой реформе. Прогноз WB по Штатам вполне соответствует декабрьскому взгляду Комитета по операциям на открытом рынке ФРС (FOMC). Отмечу, что целью Дональда Трампа является +3%.
Источник: federalreserve.gov
Мировые ЦБ. В 2017 году ФРС три раза подняла ключевую ставку, до 1,25-1,5%. Была запущена программа «QE наоборот». На 2018 года планируется еще три этапа повышения ставки по 0,25 п.п., до 2-2,25%.
Впрочем, долгосрочный таргет регулятора – 2,8% по ключевой ставке. При этом пока эффективная ключевая ставка (фактическая минус базовый индекс потребительских расходов) все еще отрицательна.
Тем временем, ЕЦБ с января сократил программу QE еврозоны с 60 млрд евро до 30 млрд евро в месяц. В таком виде продлится она по сентябрь 2018 года. Однако инфляция в еврозоне низка (+1,4% по CPI – ниже 2% таргета регулятора), а Марио Драги озабочен укреплением евро. Все это предполагает продление QE за пределы сентября и длительную эру сверхнизких индикативных ставок.
Глобальный масштаб. 2017 год стал годом, когда все еще мягкая кредитно-денежная политика на ведущих центробанков и высокий аппетит к риску обеспечили наибольший за 8 лет прирост индекса MSCI Emerging Markets (+37%), объединяющего 24 развивающихся рынка акций.
«Призрак» Китая ушел на второй план, коллапса финансовой системы там не произошло. Политика регуляторов по снижению долговой нагрузки давит на экономические показатели, а факторы риска все еще присутствуют, но инвесторы быстро забыли об этом.
В целом, мировая экономика воспряла духом. В связи с этим, Всемирный банк и МВФ улучшили оценки прироста глобального ВВП на 2018 год, до +3,1% и +3,9% соответственно. Читайте также специальный обзор «Всемирный банк «забыковал».
Что дальше
Безусловно, рисков много. Формально, это и «пугающая» перекупленность по RSI, и сравнительная оценка. Индекс Шиллера (CAPE; P/E индекса S&P 500, скорректированная на цикличность прибылей) находится на втором за всю историю максимуме, а показатель P/S S&P 500 (капитализация/выручка) - на рекордном уровне – 2,37.
Источник: multpl.com
Не забываем про фундаментальные истории. Доходности гособлигаций США, то есть рыночные ставки, растут. Доходность 10-летних Treasuries кружит вокруг критической отметки 2,65%. Монетарное ужесточение ФРС, рост инфляционных ожиданий и прочие факторы делают свое «черное дело». Обо всем этом вы можете прочитать в специальном обзоре «Взлет доходностей Treasuries. Предвестник апокалипсиса?».
Не забываем и про протекционистские позиции Трампа. На этой неделе администрация президента США ввела пошлины на импорт в страну стиральных машин и солнечных панелей с целью защиты американских производителей. Помимо этого, Трамп грозится выйти из НАФТА. Подобный расклад может вызвать ответные действия со стороны других стран, включая Китай.
Добавим к этому ЕЦБ, Китай и получаем настораживающую картину, которая, если честно, уже долго не начинает отыгрываться. Все вышеприведенные индикаторы не являются «откровением». Немало их было и в 2017 году. Важен лишь накопленный итог – некая критическая масса, которая в один прекрасный момент способна ударить по рынку США.
Конечно, реально серьезной просадки (свыше 10%) не наблюдалось со времен провала начала 2016 года. Однако, как показывает практика более ранних периодов, рынок акций падает более резко, чем растет. Происходит это в «один прекрасный момент», который нельзя четко предсказать с точки зрения даты.
Лично я прогнозируют просадку на 10-15% по S&P 500 уже в I квартале 2018 года. Для реального перелома бычьего тренда, сценария «апокалипсиса», нужны либо рецессионные признаки, либо «черные лебеди». Первого фактора пока явно не наблюдается, гадать о «лебедях» особого смысла я не вижу.
Важно осознавать, что при реализации базового сценария никакой катастрофы не произойдет. Анализ исторических закономерностей показывает, что это будет лишь частью инвестиционного процесса, который даст возможность для покупок перспективных бумаг на низах, то есть по более привлекательным уровням.
Пока ничто не предвещает рецессии в США. Налоговые послабления под эгидой Дональда Трампа будут поддерживать фондовые активы. Дисбалансы на финансовых рынках, конечно, есть, но цикл монетарного ужесточения мировых центробанков находится на начальной стадии. При этом регуляторы держат руку на пульсе и готовы проявить гибкость в случае ослабления экономики или возникновения турбулентности в финансовой системе.
Оксана Холоденко, эксперт по международным рынкам БКС Экспресс