МТС выходит на рынок инвестиционных услуг с продуктом «МТС Инвестиции». Это онлайн-продажа паев паевых инвестиционных фондов дочерней компании МТС — УК «Система Капитал». Партнеры делают ставку на монетизацию огромной клиентской базы сотового оператора, минимальный порог входа для клиентов и «игровой элемент» интерфейса сервиса. Участники рынка доверительного управления отмечают, что онлайн-дистрибуция паев ПИФов сможет составить достойную конкуренцию офлайн-продажам инвестпродуктов лишь через несколько лет.
[photo 34203]
Крупнейший сотовый оператор российского рынка компания МТС и ее дочерняя организация (доля МТС в капитале — 30%) УК «Система Капитал» запускают линейку инвестиционных продуктов под общим брендом «МТС Инвестиции». Об этом “Ъ” сообщили представители компаний. На первом этапе это онлайн-продажа паев паевых инвестиционных фондов (ПИФов), формируемых управляющей компанией, через специализированный портал и мобильное приложение. «Партнерство с УК "Система Капитал" позволило МТС стать первым российским оператором связи, предлагающим ПИФы с минимальным порогом для инвестиций и возможностью удаленного приобретения»,— заявил вице-президент МТС по финансовым технологиям Максим Янпольский.
Технически покупка пая происходит аналогично тому, как это делается в интернет-магазине. Идентификация клиента осуществляется через портал «Госуслуги» или систему межведомственного электронного взаимодействия. Платеж можно проводить со счета любого банка, пай зачисляется через день на счет, открытый в партнерском банке проекта — Райффайзенбанке. По словам гендиректора УК «Система Капитал» Игоря Бусарова, важным элементом проекта является графическая реализация сервиса, в некотором роде «игровой элемент», побуждающий к покупке. На текущий момент портфель набирается в соответствии с риск-профилем, выбранным клиентом самостоятельно. В ближайшее время в рамках проекта будет запущен робоэдвайзер, который будет предлагать клиенту выбрать оптимальную пропорцию в инвестициях исходя из его ответов на короткую анкету.
По словам участников проекта, основными конкурентами на рынке коллективных инвестиций для них являются крупные розничные управляющие компании. При этом минимальный размер счета клиента «МТС Инвестиций» составляет всего 100 руб., тогда как в большинстве крупных розничных УК минимально возможный счет клиента выше.
Впрочем, отмечают прямые конкуренты проекта, основное преимущество продукта заключается все же не в этом. По словам заместителя гендиректора «Альфа-Капитал» Евгения Живова, телеком — потенциально один из самых широких каналов для привлечения массовых клиентов. При этом, по его словам, «ориентация на удаленные каналы продаж, безбумажность, оптимизация внутренних процессов и новые каналы сбыта позволяют сделать сегмент мелкой розницы рентабельным даже при низком пороге входа».
В телеком-сегменте аналогов у совместного продукта МТС и его дочерней управляющей компании пока нет, однако на рынок инвестиционных услуг в ближайшее время придут и другие непрофильные игроки. Как отмечает аналитик «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин, «основной бизнес мобильных операторов теряет свою привлекательность с точки зрения рентабельности инвестированного капитала — это связано и с насыщением рынка, и с "законом Яровой"». По его словам, «поэтому операторы свой свободный денежный поток направляют либо на дивиденды, либо инвестируют в диверсификацию».
Впрочем, в МТС не ставят основной целью быстрый заработок в новом для себя сегменте. В компании уверены, что абонент, который пользуется финансовыми сервисами, в целом более лоялен к своему оператору и не так легко расстается с ним. Кроме того, согласно расчетам компании, такой клиент активнее тратит свои средства и на услуги связи, то есть финансовые сервисы увеличивают потребление данных.
Мария Сарычева