Новости / Страхование

Эксперты БРИФ-2018 назвали три угрозы для инвестпроектов

ИНК разрабатывает крупнейший газовый проект, который, по некоторым оценкам, обойдется в 340 млрд рублей. Поэтому тема рисков инвестпроектов, которая была рассмотрена на втором Байкальском риск-форуме, сейчас как никогда актуальна для компании. Александр Стрельников, начальник отдела предприятия добычи нефти и газа мирового страхового брокера Marsh, рассказал Газете Дело, на что стоит обратить особое внимание при реализации любого инвестпроекта.

Александр, какие основные риски можно выделить для инвестиционных проектов?

– Самые критичные риски инвестпроектов, как показывает практика, – это пожар и взрыв на этапе пуско-наладочных работ. А типовые риски связаны с ошибками проектирования, дефектами материалов и оборудования, повреждением оборудования при транспортировке.

Все эти риски приводят к трем видам угроз для инвестпроектов. Во-первых, к задержке ввода предприятия в эксплуатацию, во-вторых, к перерасходу средств на реализацию проекта и, в-третьих, к невыходу предприятия на заданные параметры по выпуску продукции. Есть еще производные – такие, например, как проблемы с погашением кредита.

Какая из угроз страшнее?

– Невыход на заданные параметры. Потому что задержка пуска в эксплуатацию может происходить по объективным причинам, например, не завезли оборудование вовремя, задержали на несколько месяцев. Или, например, разрабатывается новый путь доставки оборудования, более длинный, но более безопасный.  По своим клиентам мы видим, что задержки происходят регулярно.

А вот невыход на заданные параметры выпуска продукции сложнее. Он влечет за собой более серьезные финансовые потери для компании, чем задержка ввода в эксплуатацию.

Как избежать рисков в инвестпроектах?

– Основная рекомендация – контроль и управление рисками должны происходить не на стадии строительства, а еще на нулевом этапе, когда идет технико-экономическое обоснование проекта.

Остальные советы просты, они обсуждались на форуме – это и риск-сессии, и матрицы, и брейншторминг, и обучение. Все работает. Главное – попытаться смоделировать как можно больше вариантов возможных негативных событий.

И не забывать о страховании. На риск-форуме много рассказывали о рисках, но вопросы страхования не затрагивали, а это ведь один из способов хеджирования риска. Элемент страхования обязательно должен присутствовать в инвестпроектах.

На какой стадии обычно страхуется инвестпроект?

– На стадии строительно-монтажных работ (СМР), как правило, приобретается страхование рисков СМР и в совокупности приобретается страхование риска задержки ввода объекта (проекта) в эксплуатацию. До стадии СМР существует много других программ страхования: страхование поставки оборудования, страхование грузов и другие.

Мы считаем, что в отношении крупных проектов страхование должно быть на контроле у заказчика. Почему? Часто многие компании вопрос страхования отдают на откуп подрядчикам. При небольших проектах это может иметь административную целесообразность, то есть проблема страхования ложится только на подрядчика, заказчик программу не контролирует и может даже не знать, каким образом и на каких условиях застрахован его проект.

Крупные проекты несут в себе гораздо больше рисков. Именно полноценное покрытие, которое приобретает заказчик, позволяет покрыть не только свои риски, но и риски поставщиков, проектировщиков, и других лиц, причастных к реализации проекта, а значит, защитить компанию.

Немаловажным фактором, влияющим на риски, также является и разграничение зон ответственности подрядчиков и субподрядчиков в контрактах. Наличие инвесторов и банковских структур еще более усложняют процесс управления рисками. Поэтому работа по составлению грамотной программы страхования должна начинаться еще задолго до стадии реализации самого проекта на стройплощадке.

Как рассчитывается покрытие? 

– Если вкратце, то, если мы говорим об основном виде страхового покрытия –  страховании строительно-монтажных рисков – то страховая премия рассчитывается исходя из стоимости, характера и специфики проекта, наполнения страхового покрытия. Основываясь на собственном опыте, могу сказать, что 70-80% страховой премии приходится на пуско-наладочные работы, ввиду наибольшего риска на данной стадии проекта. Что касается других видов покрытия, то у них своя специфика и свой расчет.

Справка
Marsh – ведущий мировой страховой брокер и консультант по рискам, лидер по разработке и внедрению инновационных решений в области риск-менеджмента. Свыше 30 000 сотрудников Marsh консультируют компании и частных клиентов более чем в 130 странах мира. Совместно с компаниями Guy Carpenter, Mercer и Oliver Wyman Marsh входит в состав Marsh & McLennan Companies (NYSE: MMC) – международной группы, оказывающей профессиональные услуги по управлению рисками, человеческим капиталом и стратегическому консалтингу.

 


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Байкальский риск-форум 2018":
Все материалы сюжета (15)