В 2018 году доля аварий, оформляемых с помощью европротокола, то есть без участия сотрудников ГИБДД, в ряде регионов достигла 60%. Об этом сообщил президент Российского Союза Автостраховщиков Игорь Юргенс. По его мнению, развитость российского страхового рынка с точки зрения технологий дает основания говорить о его готовности к либерализации тарифа: удобный сервис по урегулированию должен сочетаться с удобными, индивидуальными тарифами.
[photo 41818]
«В 2016 году страховщики могли «похвастаться» долей европротокола только в 10%, так как страхователи жаловались, что заполнять его сложно, и опасались, что лимита выплаты в 50 тыс. руб. может не хватить на покрытие ущерба. В настоящий момент в некоторых регионах 60% аварий оформляется через европротокол. Автовладельцы привыкли к такому способу оформления, а лимит по нему покрывает средний убыток», - сказал Юргенс. Для сравнения - по итогам 2017 года в России по европротоколу было оформлено 33% ДТП, подходящих по условиям для оформления без участия сотрудников ГИБДД.
«Распространение европротокола - позитивный тренд, который свидетельствует о более активном использовании современных сервисов в урегулировании убытков, в том числе с использованием мобильного приложения. Это соответствует мировой практике. Однако в другой, не менее важной сфере - тарифообразовании, ОСАГО пока отстает от западных стран. Ценообразование остается слишком жестким, уравнительным, с отсутствием вариативности. Поэтому страховое сообщество надеется на скорейшее рассмотрение поправок Минфина по либерализации ОСАГО», - сказал И. Юргенс.
Кроме того, по его словам, в проблемных регионах европротокол остается «серой» зоной, через которую зачастую находят лазейку страховые мошенники. «Им стало труднее это делать с введением приоритета натурального возмещения, но совсем эта возможность не закрыта. Надо отметить, что более привлекательным для мошенников европротокол стал с двукратным повышением лимита. Поэтому, наряду с позитивными тенденциями, широкое распространение европротокола может нести в себе потенциальную угрозу для страховщиков. Либерализация тарифов поможет нивелировать эту проблему», - считает президент РСА.
С 1 июня 2018 года вступил в силу закон, который увеличивает лимит выплаты по ОСАГО в рамках европротокола с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. При этом средняя выплата по ОСАГО за январь-октябрь 2018 года составила 66 257 руб. - ее лимит выплаты по европротоколу покрывает «с запасом». Для четырех регионов - Москвы, Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области с 2014 года действует так называемый «безлимитный» европротокол - возможна выплата до 400 тыс. руб. при условии фиксации обстоятельств ДТП при помощи технических средств контроля - устройства ГЛОНАСС и специального мобильного приложения.
Такое приложение уже разработал ЦБ, он передает его в РСА, союз начинает тестировать мобильное приложение совместно с собственными разработками, сообщил Юргенс. «В скором времени оно будет запущено в эксплуатацию. Тогда для любого человека со смартфоном оформить европротокол не составит вообще никакого труда», - считает президент РСА.
Он напомнил, что в этом году страховые компании сами начали создавать свои мобильные приложения для приема заявлений на выплату по ОСАГО и каско. «В будущем с помощью приложения можно будет полностью проходить все этапы урегулирования убытка - от уведомления страховщика о страховом случае до получения направления на станцию техобслуживания автомобиля», - считает президент РСА.
Справочно:
Европротокол предполагает самостоятельное оформление аварий участниками ДТП для получения выплаты по ОСАГО, без вызова на место сотрудников ГИБДД. Для оформления протокола должны быть соблюдены следующие условия: ДТП произошло с участием только двух автомобилей, в нем не пострадали люди и не был причинен вред другому имуществу, кроме автомобилей участников.
До 1 июня 2018 года также для оформления европротокола было необходимо, чтобы участники ДТП не имели разногласий об обстоятельствах аварии - в частности, о том, кто ее виновник. С 1 июня 2018 года европротокол возможен и при наличии разногласий, но при условии фиксации обстоятельств ДТП с помощью технических средств контроля. Лимит выплаты даже по «безлимитному» европротоколу в четырех регионах при наличии разногласий ограничен 100 тыс. руб. Тем не менее, РСА все-таки рекомендует водителям при оформлении европротокола приходить к консенсусу, несмотря на то, что закон разрешает разногласия - так как существующие технические средства контроля не всегда позволяют обеспечить некорректируемость данных. Если страховщик из-за этого не сможет установить виновника ДТП, а у участников будут по этому поводу разногласия, то выплата будет разделена пополам.