Новости / Страхование

С 1 апреля на рынке страхования жизни начали действовать новые правила продажи полисов

С 1 апреля на рынке страхования жизни начнут действовать новые правила продажи полисов. Теперь страховые компании и банки-агенты будут обязаны раскрывать все существенные условия договора и предупреждать об основных рисках этих финансовых продуктов. Участники рынка ожидают уменьшения числа нарушений, величина которого будет зависеть от мер ЦБ по контролю за их исполнением.

[photo 44994]

Лидеры роста

Второй год подряд российский рынок страхования жизни демонстрирует высокие темпы роста финансовых услуг. По оценке Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и Ассоциации страховщиков жизни, по итогам 2018 года общий объем страховых премий страховщиков жизни вырос по почти на треть и достиг 478 млрд руб. При этом почти весь рост основан на продажах одного продукта — инвестиционного страхования жизни (ИСЖ). Взносы в этом сегменте выросли на 35% до 291,6 млрд руб. Страхование жизни продолжает удерживать лидирующие позиции не только в страховой отрасли, но и среди прочих финансовых инструментов.

По оценкам “Ъ”, за минувший год инвесторы вложили в индивидуальные инвестиционные счета около 110 млрд руб., розничные паевые фонды привлекли за тот же период 86 млрд руб. Больший объем средств частные инвесторы вложили только в депозиты. По данным ЦБ, вклады населения в банках России за год выросли на 2,5 трлн руб.— до 28,5 трлн руб.

Борьба с мисселингом

Столь высокие темпы привлечений связаны с активными продажами полисов ИСЖ банками-агентов, которые в погоне за прибылью не всегда в полной мере информируют клиентов об особенностях продукта. В результате в прошлом году продажи ИСЖ через банковский канал оказались в лидерах мисселинга. По данным ЦБ, из 52,5 тыс. жалоб потребителей на навязывание услуг больше половины связаны с фактами мисселинга при продаже полисов ИСЖ.

В целях противодействия недобросовестной продаже страховых продуктов ВСС совместно с банковские ассоциации разработали стандарты. На минувшей неделе указания опубликовал ЦБ. С 1 апреля при продаже полисов страхования жизни страховые компании и их агенты будут обязаны предупреждать клиентов об основных рисках предлагаемого страхового продукта и существенных условиях договора. В частности, продавцы будут обязаны информировать клиентов о порядке расчета инвестиционного дохода, об отсутствии гарантий его получения, о порядке возврата денежных средств при расторжении договора страхования, а также о том, что инвестиции по договору страхования не входят в систему гарантирования Агентства по страхованию вкладов. «Указание ЦБ предполагает концентрированное изложение наиболее чувствительной информации в небольшом документе, с особыми способами визуализации, который обязательно подписывается клиентом»,— отмечает директор по правовым вопросам СК «Росгосстрах Жизнь» Александр Козинов.

По мнению управляющего директора по рейтингам страховых и инвестиционных компаний «Эксперт РА» Алексей Янина, самым значимым для частных инвесторов станет требование об обязательном информировании о том, что продукт не является банковским депозитом и что его продает в принципе не банк, а страховая компания.

Бдительность сохранить придется

Участники рынка ожидают, что по итогам внедрения новых стандартов продаж произойдет снижение мисселинга, но насколько оно будет значимым, покажет только время. «Не секрет, что в России не очень развита культура получения финансовых услуг. Многие люди предпочитают покупать, основываясь на том, что «сказал этот приятный молодой человек», а не на содержании документов. 

Новые требования неизбежно усложнят работу страховых и банков агентов. «Это лишний документооборот и бумажная волокита, которая не всегда нравится клиентам»,— отмечает собеседник в крупном банке.

Василий Грядкин


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное