«Ъ» предлагает читателям сравнить свои стратегии заработка с правилами самых успешных инвесторов мира. Герой этого выпуска — Питер Линч, который за 13 лет смог увеличить активы Fidelity Magellan Fund с $18 млн до $14 млрд.
[photo 47738]
1. О дураках
Оценивать состояние компании намного легче, если понимаешь существо бизнеса. Вот почему я предпочитаю вкладывать средства в производство колготок и в сети мотелей, а не в производство спутников связи и волоконной оптики. Чем проще компания, тем больше она мне нравится. Когда говорят: «Этой лавочкой может управлять любой дурак» — я воспринимаю это как плюс, поскольку нет гарантии, что дурак и в самом деле не окажется у руля.
Из книги «Метод Питера Линча»
2. О выгодных вложениях
3. О развивающихся рынках
4. О позициях
5. О правильном моменте
6. О вере
Вера и вопросы инвестиций обычно не обсуждаются вместе, однако успех последних зависит от твердости первой. Можно быть специалистом мирового масштаба по балансам и коэффициенту «цена/прибыль» (P/E), но без веры трудно не поддаться тревожным заголовкам в прессе. Можно вложить активы в хороший взаимный фонд, но человек без веры продаст их на пике опасений, когда цены, вне сомнений, достигнут дна.
О какой вере идет речь? Вера в то, что Америка выживет, что люди, как и прежде, будут вставать по утрам и надевать брюки, сначала на одну ногу, потом на другую, и что компании-изготовители этих брюк заработают прибыль для своих акционеров.
Из книги «Переиграть Уолл-стрит»7. О напрасном страхе
Медведь вполне может выйти на сцену ко времени, когда эта статья достигнет читателей. Или боги акций подождут, пока Dow не достигнет 6500, прежде чем сбросить его до 4700, и сегодняшние максимумы станут завтрашними минимумами. Или мы упадем с нынешних уровней прямо до 3100.
Не сделайте ошибки: коррекции могут быть жутким опытом. Люди теряют уверенность в экономике, в своих портфелях и компаниях, в которые инвестировали. Это как надвинувшаяся буря, от которой чернеет небо. Наступает страх. Если б только у нас не было всех этих индексов — Dow, S&P500 и прочих — позволяющих нам отслеживать взлеты и падения «рынка», мы не имели бы этой проблемы с коррекциями. Знаете ли вы, каков диапазон между самой высокой и низшей ценой средней акции на Нью-Йоркской фондовой бирже в любом году? Пятьдесят процентов. Так большинство акций и колеблется каждый год на 50% от пика до дна, безо всяких фанфар.
Из статьи Fear of Crashing, написанной для журнала Worth в сентябре 1995 года