Новости

Бизнес под ударом. Как банк «Открытие» помогает клиентам в кризис

«Клиенты выбрали нас в хорошее время, мы поддержим их бизнес в непростое» – такой тактики придерживаются в банке «Открытие». Какие предприятия больше других пострадали от пандемии коронавируса? Чем помогут бизнесу кредитные каникулы? Почему важны другие меры поддержки? На вопросы Газеты Дело ответил управляющий банком «Открытие» в Иркутской области Владимир Чернышев.

Помочь в кризис

Владимир, малый и средний бизнес всегда был целевой аудиторией для банка «Открытие». И именно этот сегмент сегодня, во время пандемии коронавируса, оказался под ударом. Какие отрасли пострадали больше всего?

– Я бы выделил арендный бизнес, торговлю непродовольственными товарами, общественное питание (рестораны, кафе) и пассажироперевозки.

Предприниматели в целом сейчас очень уязвимы и как никогда нуждаются поддержке. Наши клиенты выбрали «Открытие» в хорошее время, а мы поддержим их бизнес в непростое. Именно в таких ситуациях проявляет себя по-настоящему надежный партнер.

Кто первым обратился за помощью в банк?

– В числе первых клиентов, обратившихся в банк за поддержкой и получением кредитных каникул, были предприятия, осуществляющие торговлю непродовольственными товарами, и предприятия, занимающиеся сдачей в аренду помещений под торговлю. Кредитные каникулы позволят малому и среднему бизнесу пройти сложный период и продолжить свое дело.

В течение апреля правительство поэтапно объявляло о разных мерах поддержки бизнеса: это и уже упомянутые вами кредитные каникулы, и кредиты на зарплату по нулевой ставке... Как работают эти программы в банке?

– Банк участвует в различных программах по поддержке МСБ, в том числе, по предоставлению кредитов на выплату заработной платы под 0% и кредитных каникул для наиболее пострадавших отраслей (приказ №106-ФЗ).

А остальные отрасли?

– Те отрасли, которые не вошли в список наиболее пострадавших, согласно нормативным документам, банк поддерживает самостоятельно, предлагая отсрочку платежей по действующему кредиту по основному долгу до 12 месяцев.

Какие еще антикризисные меры предлагаете клиентам?

– Во-первых, в течение апреля-мая мы не снижаем лимит овердрафта при поддержании всего 40% от необходимого чистого кредитового оборота по расчетному счету. Во-вторых, переводим действующие овердрафты и возобновляемые кредитные линии в кредиты с графиком погашения и отсрочкой платежа по основному долгу до 6 месяцев.

Что оказалось более востребовано у бизнеса? Есть ли какие-то сложности в реализации программ?

– В основном клиенты обращаются за кредитными каникулами или отсрочкой платежа по основному долгу. Банк «Открытие» в Иркутской области провел уже порядка 50% реструктуризации от всех обращений клиентов. Остальные находятся в работе.

Сложностей с проведением программ нет. Список документов для проведения реструктуризации минимальный, решение по стандартным кредитам принимается в течение трех-пяти дней, по Экспресс-кредитам и Экспресс-овердрафтам – в течение одних суток.

Не только кредиты

Многие банки, в том числе, и «Открытие» не ограничились лишь мерами поддержки по кредитным продуктам – отменили комиссии на расчетно-кассовое обслуживание, эквайринг. Правительственных мер недостаточно?

– Для поддержания малого и среднего предпринимательства сегодня необходимо предоставлять не только кредитные каникулы и льготные кредиты, но и поддержку в текущем обслуживании расчетного счета. Такая поддержка позволит предприятиям МСБ снизить расходы в трудное для них время. Банк «Открытие» предлагает свои антикризисные меры по расчетно-кассовому обслуживанию и эквайрингу.

Это для действующих клиентов? Или новые тоже могут рассчитывать на поддержку?

– И действующим клиентам из наиболее пострадавших отраслей, и новым клиентам из всех отраслей банк предоставляет на период до трех месяцев: бесплатное открытие расчетного счета; бесплатное обслуживание по пакетам услуг «Первый шаг», «Быстрый рост», «Свой бизнес»; бесплатные расходные платежи в дистанционных каналах сверх лимита пакета; отмену комиссии за выдачу заработной платы из кассы банка; 1% за торговый эквайринг, сумма оборота на терминал до 500 тыс. рублей; отмену комиссии за использование POS-терминала, предоставленного банком. Таким образом, банк «Открытие» сегодня старается поддерживать не только действующих клиентов банка, но и тех, кто только планирует стать нашими клиентами.

Мы говорим о малом и среднем бизнесе. А крупным предприятиям банк готов оказывать помощь?

– Конечно. В рамках антикризисных мер корпоративно-инвестиционным блоком банка «Открытие» разработан упрощённый порядок проведения реструктуризации кредитов компаний, наиболее сильно пострадавших от распространения коронавируса COVID-19. Такой порядок предполагает, что компании, попавшие в трудную экономическую ситуацию, могут воспользоваться отсрочкой оплаты основного долга и процентов.

Что для этого нужно?

– Клиент должен предоставить минимальный пакет документов, а процедура рассмотрения занимает всего несколько дней.

Для оптимизации расходов предприятий на обслуживание кредитов банк разработал и активно реализует кредитные продукты с государственной поддержкой, которые позволяют компаниям получить финансирование в рублях по ставке менее 5%. Это такие программы, как льготное кредитование предприятий АПК Минсельхоза РФ (постановление правительства №1528) и программа субсидирования процентных ставок по экспортным кредитам (постановление №191).

Всех – на каникулы

Как вы считаете, кредитные каникулы позволят пройти сложный период бизнесу? Или потери все-таки будут, а каникулы – просто отсрочка неизбежного?

– Ответ кроется в том, насколько долго продлится режим самоизоляции. Средства у предпринимателей заканчиваются. Кто-то переходит на онлайн-торговлю, но быстро это сделать сложно, если не было первоначально выстроенной под это базы. Наиболее сильно, конечно, пострадали отрасли, указанные в постановлении правительства РФ.

Каникулы – это отсрочка по процентам или по процентам и основной сумме долга на срок до шести месяцев. Смогут ли предприниматели к этому времени восстановить свои денежные потоки, зависит от каждого. Я считаю, что большинству предпринимателей каникулы помогут.

Кредитные каникулы – основной инструмент поддержки и клиентов-физических лиц. Тех мер, которые объявлены на федеральном уровне, достаточно?

– Для физических лиц кредитные каникулы – это та же самая отсрочка в платежах. Если произошло снижение дохода более чем на 30% или имеется больничный лист на срок от одного месяца и более, то клиенты могут воспользоваться этим инструментом.

Я считаю, что мер, объявленных на федеральном уровне, вполне достаточно. По кредитным каникулам клиент, оказавшийся в тяжелой финансовой ситуации, практически шесть месяцев ничего не платит банку. За это время либо восстановится бизнес работодателя и увеличится доход заёмщика, либо заёмщик сможет найти себе другую работу. Это хорошая поддержка в текущей ситуации.

Паники нет

Еще в начале карантина председатель правления банка «Открытие» Михаил Задорнов заявил, что россияне ведут себя исключено рационально, нет никакой паники. За месяц карантина ничего не изменилось?

– Никакой паники нет, скажу больше – в наших офисах мы сейчас наблюдаем сниженный клиентопоток по сравнению с тем, который был до режима самоизоляции. Это связано в том числе и с сознательностью наших земляков, все стараются сидеть дома, но никто не бежит в банки снимать свои деньги.

Операции проходят в текущем порядке, как это и было в начале марта – есть те, кто приходит переоформлять свои вклады, есть те, кто копил на дорогостоящую покупку и сейчас пришел снимать средства по истечению срока, есть и те, кто приходит размещать свои средства в сберегательные или накопительные продукты.

Как, кстати, обстоит ситуация с вкладами? Оттока нет? Ведь денег у населения на руках всё меньше… К кризису многие оказались не готовы.

– Не могу сказать, что отток есть, но размещать во вклады стали меньше. Также заметен переток средств со вкладов в инвестиционные продукты банка, что позволяет получить большую доходность для клиентов.

А отношение к кредитам изменилось? Спрос снизился? Или наоборот – на фоне снижающихся доходов – повысился?

– Спрос на кредиты снизился. Но нужно учитывать, что есть люди, у которых и сейчас есть потребность в кредите. И они эту потребность реализуют после выхода из самоизоляции. Считаю, что спрос на кредиты возобновится.

Новый опыт

Многих сейчас интересует, как долго продлится кризис. Ведь в начале карантина многие предполагали, что эта ситуация – на месяц-два. Какие прогнозы у вас?

– Сложно сказать, когда закончится пандемия. Но то, что Россия не вышла еще на «плато заболеваемости», когда уровень заболевших перестает расти, очевидно. Чем лучше будут соблюдать граждане режим самоизоляции, тем быстрее закончится пандемия, тем быстрее снимут карантин и начнет работать малый и средний бизнес.

Чем дольше продлится пандемия, тем губительнее это будет для МСБ и банковской сферы (рост просрочки, снижение спроса на кредиты и снижение объема пассивов). На мой взгляд, до конца мая режим самоизоляции продлится точно. Но в разных регионах ситуация с заболеваемостью разная, и это тоже нужно учитывать.

Как переживает период пандемии сам банк? Работа продолжается?

– Поскольку банк относится к постоянно действующим организациям, то мы ни на день не прекращали свою работу. Чтобы сохранить полную работоспособность банка, был оперативно выстроен сменный график для сотрудников всех отделений, проведены беседы о необходимости соблюдения всех гигиенических норм для предотвращения распространения вируса. Все сотрудники, задействованные в офлайн-работе с клиентами, с момента начала эпидемии полностью обеспечены средствами дезинфекции (маски, перчатки, дезинфекторы).

Входящий клиентский поток сократился, но работы при этом меньше не стало. Проводим переговоры с клиентами – с кем-то договариваемся о развитии бизнеса, с кем-то - о реструктуризации долгов.

Лично я воспринимаю все эти ограничения как вызов и очередной непростой этап со своими особенностями. Каждый месяц привносит бесценный опыт в копилку нашей жизни.

Иван Рудых


/ Сибирское Информационное Агентство /
Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное