По данным “Ъ”, Минэнерго отказалось от дальнейшей разработки законопроекта о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, входит в «Россети») — механизма, при котором крупная промышленность доплачивала бы за прочих потребителей. В случае принятия тариф магистральных сетей вырос бы на 50% за семь лет, что не устраивало крупных потребителей. Теперь Минэнерго собирается заново взяться за решение «вечной проблемы» перекрестного субсидирования в электроэнергетике.
Глава Минэнерго Николай Шульгинов попросил Белый дом «на текущий момент приостановить работу в правительстве над законопроектом» о дифференциации тарифа Федеральной сетевой компании (ФСК, управляет магистральными сетями), утверждают собеседники "Ъ," знакомые с обсуждением вопроса. Документ был внесен в правительство еще в сентябре 2019 года, но из-за сопротивления со стороны крупной промышленности и критики профильных регуляторов не был принят.
Тема дифференциации единого тарифа ФСК обсуждается с 2017 года, ее инициаторами выступали Минэнерго (тогда его возглавлял Александр Новак, ныне вице-премьер по ТЭК) и «Россети». Идея состояла в том, чтобы повысить тариф для крупной промышленности, напрямую подключенной к магистральным сетям, на 50% за семь лет. Сейчас магистральный сетевой тариф — около 0,362 руб. за 1 кВт•ч. Тариф для распредсетей гораздо выше (1,914 руб. за 1 кВт•ч), и крупная промышленность, чтобы снизить расходы, предпочитает подключаться к магистральным сетям напрямую. Таким образом, дифференциация тарифа ФСК должна была поднять цену электроэнергии для крупных предприятий и понизить тарифы для остальных. По оценкам крупного энергоемкого бизнеса, последовательно критиковавшего инициативу, механизм привел бы к изъятию из инвестиционного оборота около 60 млрд руб., а среднее увеличение цены по рынку составило бы 26,6%.
В Минэнерго подтвердили отзыв законопроекта. Как пояснил “Ъ” господин Шульгинов, предложение об отзыве законопроекта наравне с вопросом резерва сетевой мощности находилось в числе приоритетных задач с первых дней его работы в должности министра энергетики. По его словам, в 2020 году появились два важных фактора, которые потребовали пересмотра предложений Минэнерго: изменения в экономике, вызванные пандемией (дифференциация послужит дополнительной нагрузкой для энергоемких предприятий), и возможность введения углеродного сбора в ЕС для продукции российских компаний, что еще больше усугубит ситуацию.
Читайте также:
Дифференциация тарифа ФСК, по заявлениям правительства, должна была стать одним из шагов по снижению перекрестного субсидирования в электроэнергетике, объем которого пока только растет. В частности, тарифы населения до сих пор ниже реальных затрат энергетиков, за них де-факто платят мелкие и средние («прочие») и крупные потребители. В 2012 году объем перекрестного субсидирования составлял 220 млрд руб., в 2017-м — 368 млрд руб., в 2019-м — более 400 млрд руб., по оценке «Совета рынка» (регулятор энергорынков). Власти обсуждали еще несколько способов снижения перекрестки, в том числе введение резерва сетевой мощности и соцнормы потребления для населения. Последняя идея была отклонена правительством из-за возможного роста социальной напряженности.
В «Россетях» от комментариев отказались, в Минэкономики не ответили. В ФАС “Ъ” сообщили, что до настоящего времени в службу не поступала информация об отзыве законопроекта.
Татьяна Дятел