Новости

Франчайзинг перерос кризис

Кризис, вызванный пандемией COVID-19, привел к падению оборота российского рынка франчайзинга на 27%, до 2,04 трлн руб. Но число работающих партнерских точек все равно выросло на 5,1%. Драйвером стали дешевые проекты в сегменте общественного питания, аптеки и пункты выдачи заказов (ПВЗ). На фоне склонности потенциальных инвесторов к экономии владельцы брендов начали предлагать гибкие условия для франчайзи.

По итогам 2020 года число работающих по франшизе заведений в России увеличилось на 5,1%, следует из данных исследования Franshiza.ru. За это время сети потеряли около 19% точек, но итоговая динамика оказалась положительной из-за активного возвращения интереса инвесторов к франчайзингу с сентября 2020 года, сказано в исследовании. Рост обеспечили бюджетные проекты — фастфуд, медицинские офисы, мастерские, аптеки и ПВЗ. За год о своем выходе на рынок заявило 430 проектов, около 250 компаний свернули программу, приводит данные Franshiza.ru. Всего в России на сегодня работает более 2,7 тыс. франшиз.

В денежном выражении оборот рынка франчайзинга в 2020 году сократился на 27%, до 2,04 трлн руб., что связано с фактическим простоем большинства видов бизнеса весной 2020 года и длительным ограничением на работу отдельных отраслей экономики. Количество занятых в сегменте также снизилось на 30%, до 971 тыс. человек из-за закрытий крупных магазинов и ресторанов, на смену которым пришли точки малых форматов, говорится в исследовании.

По подсчетам Franshiza.ru, в 2021 году около 48% от всех работающих по франшизе заведений приходится на сферу услуг, 22% — на общепит, 17% — на непродовольственную розницу, 9% — на продуктовый ритейл и еще 4% — на строительные магазины. Это примерно соответствует структуре рынка 2020 года. С другой стороны, в отрасли растет доля бюджетных проектов, отмечают эксперты Franshiza.ru. Так, 31% предложений требует инвестиций до 1 млн руб., 37% — до 3 млн руб., 19% — до 6 млн руб., 7% — до 10 млн руб., и только 6% — более 10 млн руб.

Руководитель департамента франчайзинга ГК «Шоколадница» (одноименные кофейни, а также сети «Кофе Хауз» и «Ваби Саби») Максим Трубников говорит, что активнее прочих в прошлом году развивались проекты с инвестициями до 4 млн руб. «Рисковать более крупными инвестициями было недальновидно в тот период, когда нет понимания, в каком формате власти разрешат работать и с какими ограничениями придется сталкиваться»,— рассуждает он. В Ozon напомнили, что начали продавать франшизу на свои ПВЗ год назад, и сейчас 80% из 5,5 тыс. точек принадлежат партнерам. По словам представителя компании, у франшизы Ozon нет ни роялти, ни паушального взноса, а стартовые инвестиции находятся на уровне 150–200 тыс. руб. для города-миллионника.

В ГК «Инвитро» наблюдают рост интереса к собственной франшизе, особенно в регионах. За кризисный год группа открыла 88 новых объектов по договору концессии. Там рассчитывают, что популярность медицинских франшиз на фоне пандемии COVID-19 сохранится на протяжении двух лет минимум.

Никита Щуренков, Александр Осипов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/