Банки, выдающие POS-кредиты, наблюдают рост продаж таких ссуд в онлайн-режиме. По оценке Почта-банка, занимающего, по данным Frank RG, первое место в сегменте по портфелю, проникновение онлайн-кредитов в нем выросло с 5% в 2018 году до 17% сейчас. Второй по размеру участник рынка — банк «Ренессанс Кредит» показал в 2021 году ежеквартальный рост на 15–19% онлайн-выдачи в канале POS-кредитования. Доля заявок, получаемых через онлайн-канал ОТП-банком (занимает четвертое место), также растет: в первом квартале она составила 37%, во втором — 38%, а в третьем — 45%. В МТС-банке (занимает третье место) лишь подтвердили увеличение интереса заемщиков к POS-кредитованию в онлайн-режиме.
По данным Frank RG, в целом по рынке доля POS-кредитов онлайн составляет около 15–20% портфеля. В год она растет на 4–5 процентных пунктов, говорят в компании. Исходя из оценки совокупного портфеля по состоянию на 1 октября 2021 года (228 млрд руб.) это около 35–46 млрд руб.
Главным сдерживающим фактором на рынке POS-кредитования в онлайн-режиме остается механизм удаленной идентификации заемщиков и электронной подписи, говорит гендиректор Frank RG Юрий Грибанов: «Пока этот процесс в банках не отлажен. Любого произвольного клиента банк не может быстро идентифицировать, и это создает трудности».
Читайте также:
Если банки наладят удаленную идентификацию, то это упростит доступ клиента к таким кредитам. «Самое важное и необходимое для онлайн-ритейла — максимально простой путь клиента, в том числе и в части кредитования, а значит, такие аспекты, как максимально понятный кредитный продукт, короткая и простая клиентская анкета и возможность СМС-подписания, будут в дальнейшем в еще большем приоритете»,— говорит глава дирекции развития розничного кредитования ОТП-банка Алексей Климашенко.
По словам собеседника в одном из банков на рынке POS-кредитования, себестоимость выдачи онлайн-кредитов в сегменте ниже, чем при офлайн-выдаче, где, например, есть расходы на менеджеров по продажам. Однако эта разница, по его мнению, невелика и не трансформируется в снижение стоимости кредита для конечного заемщика. По словам собеседника, ставка обычно зависит от риск-профиля клиента.
Сейчас POS-бизнес онлайн активно развивается в сегменте маркетплейсов, отмечают банкиры. Долю традиционных игроков, скорее всего, будут отбирать и банки, которые принадлежат крупным ритейлерам, полагают участники рынка.
Ольга Шерункова