МОСКВА, 22 мая. /ПРАЙМ-ТАСС/. Комитет Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам на заседании во вторник рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении проект закона "О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях в части усиления административной ответственности за нарушение законодательства РФ об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг и об инвестиционных фондах и федеральный закон "О рынке ценных бумаг" в части уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг".
Законопроект, внесенный правительством РФ, направлен на предотвращение нарушений на российском финансовом рынке в целях защиты прав и интересов инвесторов.
Законопроект предусматривает усиление административной ответственности участников финансового рынка за нарушения требований федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов. Предметом правового регулирования законопроекта являются административные правонарушения, совершаемые в области законодательства РФ о рынке ценных бумаг, об акционерных обществах /АО/, об обществах с ограниченной ответственностью /ООО/ и об инвестиционных фондах /ИФ/.
Законопроект устанавливает административную ответственность за манипулирование ценами на рынке ценных бумаг. Кроме того, в закон "О рынке ценных бумаг" вносятся изменения, касающиеся уточнения определения и конкретизации признаков манипулирования ценами на рынке ценных бумаг.
Законопроект предоставляет ФСФР права рассматривать дела об административных правонарушениях за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган /должностному лицу/ сведений /информации/, представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом /должностным лицом/ его законной деятельности. В настоящее время подобные дела об административных правонарушениях вправе рассматривать только судьи.
Законопроект устанавливает административную ответственность за нарушение требований законодательства о хранении документов, так как необходимым условием реализации и защиты прав владельцев ценных бумаг является хранение АО, профессиональным участником рынка ценных бумаг, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда /АИФ/, паевого инвестиционного фонда /ПИФ/ и негосударственного пенсионного фонда /НПФ/, специализированным депозитарием АИФ, ПИФ и НПФ документов, хранение которых является обязательным. Также законопроект вводит административную ответственность за нарушение требований законодательства о хранении документов обществ с ограниченной /дополнительной/ ответственностью, государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Законопроект устанавливает административную ответственность за нарушения законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников ООО и владельцев инвестиционных паев закрытых ПИФ.
Законопроект уточняет действующие редакции составов административных правонарушений на рынке ценных бумаг, предусматривая административную ответственность АИФ, управляющих компаний АИФ, ПИФ и НПФ, специализированных депозитариев АИФ, ПИФ и НПФ за нарушения требований законодательства. Это обусловлено необходимостью предотвращения мошенничества и злоупотреблений данными лицами, распоряжающимися или оказывающими влияние на распоряжение средствами инвесторов, являющихся, как правило, гражданами. Вместе с тем, предусматривается административная ответственность для должностных и юридических лиц, незаконно использующих индивидуализирующие признаки ИФ.
Законопроект предусматривает, что административную ответственность как должностные лица несут не только руководители и другие работники, но и иные лица. К таким лицам относятся члены советов директоров /наблюдательных советов/, ликвидационных комиссий, счетных комиссий и др. Такие лица не являются руководителями, а также могут не являться работниками организации, однако в ряде случаев именно они являются субъектом административного правонарушения.
Законопроект предлагает применять к юридическому лицу, осуществляющему функции единоличного исполнительного органа и совершившему административное правонарушение, меры ответственности, предусмотренные за совершение этого правонарушения для юридических лиц.
Законопроект продлевает срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об АО, об ООО, о рынке ценных бумаг и об ИФ до одного года.
Законопроект предусматривает возможность проведения ФСФР административного расследования после выявления административного правонарушения в области финансового рынка, что необходимо ввиду сложности дел в данной сфере, а также сложности подбора доказательственной базы.
Законопроектом уточняется редакция статьи 23.47 Кодекса об административных правонарушениях в части определения федерального органа исполнительной власти, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях в области законодательства об АО, об ООО, о рынке ценных бумаг и об ИФ. Кроме того, предлагается предоставить полномочия по рассмотрению таких дел заместителям руководителей территориальных органов ФСФР.
Законопроектом предусматривается повышение размера штрафов за нарушения законодательства о ценных бумагах: для должностных лиц - до 200 минимальных размеров оплаты труда /МРОТ/; для юридических лиц - до 10 тыс МРОТ.
Законопроектом предлагается включить нарушения законодательства об АО, о рынке ценных бумаг и об ИФ в число нарушений, за которые может быть наложен штраф в повышенном размере: для должностных лиц - 200 МРОТ, для юридических лиц - 5 тыс МРОТ.
Степень общественной опасности таких нарушений, как манипулирование ценами на рынке ценных бумаг, использование служебной информации на рынке ценных бумаг, нарушение требований о раскрытии информации, недобросовестная эмиссия, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг существенно выше, чем степень общественной опасности других нарушений. Данные нарушения непосредственно затрагивают права и законные интересы инвесторов и могут причинить существенный вред как самим инвесторам, так и обществу и государству. Более того, эти правонарушения, в частности, нераскрытие или нарушение сроков раскрытия информации, воспрепятствование осуществлению прав, удостоверенных ценными бумагами, нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг, нарушение требований к подготовке и проведению общих собраний акционеров, используются в корпоративных конфликтах для захвата контроля над предприятиями. За данные нарушения предлагается установить размер административных штрафов на том же уровне, на котором он был установлен законом "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг": на должностных лиц - до 200 МРОТ, на юридических лиц - до 10 тыс МРОТ.
Банковский комитет считает необходимым уточнить нормы законопроекта ко второму чтению с учетом замечаний главного государственно-правового управления администрации президента.




SIA.RU: Главное