Январский опрос портфельных управляющих, проведенный Bank of America (BofA), свидетельствует о резком снижении спроса международных инвесторов на акции компаний технологических и телекоммуникационных компаний. Исследование достаточно репрезентативно, так как в нем приняли участие 374 управляющих, распоряжающихся активами в объеме $1,2 трлн. По данным исследования число управляющих, у которых доля вложений в акции таких компаний оставалась выше индикативного уровня, сравнялось с теми, у кого доля была ниже. За месяц показатель упал на 20 п. п. и достиг минимального значения с 2008 года.
Снижение спроса на акции высокотехнологичных компаний подтверждают данные Emerging Portfolio Funds Research (EPFR).
По оценкам BofA (основанным на данных EPFR), за минувшую неделю в этот сектор поступило только $70 млн, минимальный недельный приток с мая 2020 года.
В таких условиях не удивительно, что акции таких компаний оказались в аутсайдерах января. В пятницу американский индекс NASDAQ Composite впервые с середины 2020 года опустился ниже уровня 14 тыс. пунктов. За неделю он потерял почти 6%, а с начала года — 11%, один из самых худших результатов среди ведущих мировых индексов.
Снижение спроса на акции высокотехнологичных компаний произошло на фоне роста инфляции в США и ожиданий роста ставок. Годовая инфляция по итогам 2021 года достигла 7%. Как считали в январе 50% опрошенных BofA управляющих, американский финансовый регулятор проведет три повышения ставки в текущем году, тогда как в декабре 2021-го такое же количество ожидало лишь два пересмотра. «Анонсированное ФРС более агрессивное повышение ставок увеличило позитивные настроения инвесторов относительно возвращения к нормальным рыночным условиям и подтолкнуло инвесторов к фиксации прибыли в сильно перегретом за прошлые годы высокотехнологичном секторе»,— отмечает руководитель отдела аналитики и исследований Accent Capital Елена Михайлова.
Высвобожденная ликвидность идет на покупку компаний финансового сектора, горнодобывающей промышленности и металлургии, а также нефтегазовых компаний, которые выигрывают от раскручивающейся в мире сырьевой инфляции и роста ставок. По данным EPFR, за минувшую неделю в фонды этих секторов поступило соответственно $2,4 млрд, $1,8 млрд и $0,7 млрд.
По словам портфельного управляющего «Альфа-Капитала» Никиты Зевакина, рост ставок по кредитам приведет к увеличению спрэда по отношению к ставкам по депозитам, что позитивно для маржи и прибыли банков.
Добывающие компании также чувствуют себя уверенно — на фоне роста мировой экономики растет спрос на сырье, что позитивно сказывается на ценах. С начала года стоимость североморской нефти Brent выросла на 13%, до $89 за баррель, максимума с октября 2014 года. «Такие компании, как правило, обладают более низкими темпами роста (зачастую не выше темпов роста номинального ВВП), однако прибыльны "здесь и сейчас", поэтому их денежные потоки менее чувствительны к росту ставок»,— отмечает Виталий Исаков.
В наибольшем выигрыше от текущей ситуации оказываются страны с высокой долей банковских и добывающих компаний — к таким относится и Россия.
Виталий Гайдаев