Сто крупнейших розничных сетей в 2021 году обеспечили 50,6% рынка товаров повседневного спроса (FMCG), говорится в материалах Infoline. Годом ранее их доля была 48,3%. Доля десяти ключевых игроков за 2021 год выросла с 36,5% до 37,7%. В Infoline отмечают, что в сравнении с другими странами российский рынок все еще сильно фрагментирован. Так, пять крупнейших сетей в России занимают 32% рынка, тогда как в США — 47%, а в Германии — 73%.
Как следует из данных Infoline, заметнее всего — с 8,7% до 9,9% — выросла доля сети «Магнит». Динамика связана с покупкой «Магнитом» 2,47 тыс. магазинов ГК «Дикси» у Mercury Retail Group Ltd. Игоря Кесаева, Сергея Кациева и Сергея Студенникова за 87,6 млрд руб. Доля X5 Group («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») увеличилась с 12,6% до 12,7%. Показатель Mercury Retail Group («Красное & Белое», «Бристоль») сократился с 6,2% до 5,8%. Доля «Ленты», несмотря на покупку 161 супермаркета Billa, снизилась с 2,4% до 2,3%, Auchan — с 1,4% до 1,3%, Metro — с 1,2% до 1,1%. Увеличить долю удалось сети «Вкусвилл» — с 0,8% до 1% — и жестким дискаунтерам «Светофор», с 1,3% до 1,7%.
Партнер Bain & Company Евгений Белащенко отмечает, что прежде давление крупнейших розничных сетей в основном испытывали небольшие магазины с торговлей через прилавок, то в последние годы его все сильнее ощущают локальные сети. «Это означает усиление давления на них и потенциальные М&A на рынке розничной торговли»,— указывает он.
Читайте также:
Собеседники согласны, что в этом году слияния и поглощения в рознице продолжатся. Партнер One Story Ольга Сумишевская говорит, что для потенциального M&A есть ряд сетей на юге России, в Сибири и Забайкалье, которые могут быть интересны федеральным игрокам. Но, предупреждает она, по мере органического развития в этих регионах могут включаться антимонопольные ограничения по количеству магазинов. Кроме того, бизнес региональных компаний может быть обременен неинтересными для покупателей направлениями — например, оптовой дистрибуцией, рассуждает она.
В «Магните» сообщили, что в этом году продолжат сочетать органический рост и выборочные M&A. В целом сеть планирует открыть не менее 2 тыс. магазинов и наращивать присутствие в тех регионах, где пока недостаточно представлена. С точки зрения приобретений компания в первую очередь заинтересована в форматах «магазинов у дома» и супермаркетах, а также с «интересом смотрит» на сегмент косметики и парфюмерии, в котором развивает «Магнит Косметик». X5 также планирует открыть до 2 тыс. магазинов за год совокупно, говорит представитель компании.
Дмитрий Шестоперов





SIA.RU: Главное