Российские лесопромышленники, несмотря на отсутствие прямых санкций в отношении отрасли, столкнулись с блокадой поставок не только в Европу, на которую приходилось около трети продаж, но и в другие страны из-за отказа от работы с РФ крупнейших контейнерных перевозчиков. По мнению участников рынка, переориентировать потоки на фактически единственный доступный рынок — Китай — будет не так просто из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и собственных судов. Это, в свою очередь, может остановить реализацию заявленных в Сибири целлюлозных проектов.
Отказ большинства крупнейших контейнерных перевозчиков от работы с российскими компаниями стал причиной остановки экспорта в Европу продукции российского лесопромышленного комплекса, против участников которого пока не вводилось западных санкций. Эту информацию подтвердил в рамках выступления на Красноярском экономическом форуме глава Segezha group Михаил Шамолин. По его словам, так как из четырех глобальных контейнерных линий осталась лишь китайская Cosco, российские грузы, включая лесную продукцию, столкнулись с «полной блокадой». Их перенаправили к единственному работающему оператору, что создало огромную очередь.
Топ-менеджер уточнил, что речь идет о блокировании поставок не только в западные страны и Европу, но и по всему миру. Прием новых заказов на перевозку из РФ Mediterranean Shipping Company (MSC), Maersk и CMA CGM, на которые приходится более 50% мирового рынка, остановили с 1 марта.
Сегодня основными импортерами лесопромышленной продукции из России, по данным WhatWood, выступают Китай, на который в 2020 году приходилось 35% экспортной выручки компаний, Европа (29%) и СНГ (19%). За последние двадцать лет объем торговли вырос с примерно $3 млрд до почти $12 млрд, а баланс продаж изменился в пользу Китая и СНГ, доля которых в выручке в 1998 году составляла всего 9% и 8% соответственно.
В Минпромторге “Ъ” сообщили, что там работает оперативный штаб с компаниями лесопромышленного комплекса. «Анализируются все проблемы и вопросы, возникающие по экспорту в Европейские страны и США. Отмечаем, что никаких запретов на уровне регуляторов стран нет, но есть логистические сложности. Несмотря на это отдельные партии уже начинают доставляться»,— отметили в министерстве. В Минтрансе ситуацию комментировать не стали.
Теперь, считают источники “Ъ” в лесопромышленных компаниях, доля поставок в азиатские страны будет неминуемо увеличиваться, но на переориентацию потоков необходимы время и средства. Монополизация рынка сбыта, полагают они, отразится на ценах на продукцию российского ЛПК, которые последний год били исторические рекорды. К тому же, отмечают они, отсутствие транспортных мощностей ставит под вопрос реализацию заявленных проектов по строительству ЦБК в Сибири (два ЦБК Segezha group на 1 и 0,8 млн тонн, два по 1 млн тонн — Rockwell Capital Глеба Франка).
Читайте также:
Но, как заявил сегодня Михаил Шамолин, чтобы иметь возможность вывезти продукцию с новых мощностей, необходимо повышение в разы инвестиций в развитие инфраструктуры в Сибири. В частности, в контейнерный флот, которого у России сейчас практически нет, расширение погранпереходов в Китай, автомобильных дорог и портов на Дальнем Востоке. Помимо этого, отметил господин Шамолин, в текущих условиях для строительства целлюлозных предприятий крайне необходима помощь государства, в том числе в виде инвестиций в акционерный капитал с учетом ситуации с кредитами.
При этом, говорят собеседники “Ъ”, сложности от остановки поставок будут не только у России, но и в Европе, на рынке которой российская продукция занимает заметное место. Дефицит приведет к активному росту цен. Ранее европейские потребители довольно болезненно восприняли ряд ограничений, введенных Россией на экспорт лесопромышленной продукции.
Ольга Мордюшенко