Несмотря на протесты российской промышленности, автоперевозчики просят правительство по белорусскому образцу ввести запрет на въезд в Россию европейского транспорта, разрешив перецепку прицепов или перегрузку товара в специально выделенных зонах. Они отмечают многократный рост стоимости перевозки после введения пятого пакета санкций ЕС, риск безработицы и потенциальную потерю отечественными компаниями рынка объемом €2,5 млрд. Их противники настаивают, что ограничения приведут лишь к дальнейшему росту стоимости импорта для РФ и заторам.
Перевозчики просят запретить автотранспорту из ЕС въезд в Россию. В своем письме первому вице-премьеру Андрею Белоусову от 21 апреля гендиректор Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Андрей Курушин пишет, что до введения ЕС пятого пакета санкций, включающего запрет доступа российских и белорусских автоперевозчиков в ЕС, доставку российских внешнеторговых грузов на этом направлении осуществляли около 3,1 тыс. отечественных компаний с 70 тыс. работников и парком 45 тыс. автопоездов. Объем их доходов составлял €2,5–2,7 млрд в год, объем платежей в бюджетную систему — 40–45 млрд руб.
После введения запрета нишу начали занимать европейские транспортные компании, которые «многократно» подняли тарифы на свои услуги. «Если в начале 2022 года средняя ставка на перевозку груза автопоездом в составе стандартного тентированного полуприцепа из Германии в центральные регионы России в среднем не превышала €3,2 тыс., то после 16 апреля она выросла уже до €12–15 тыс.»,— сообщается в письме с указанием на то, что и при доставке в Германию цена выросла с €2 тыс. до €6–9 тыс.
Белоруссия в ответ запретила перевозчикам из ЕС въезжать на свою территорию, разрешив перецепку полуприцепов или перегрузку на белорусский транспорт в приграничных таможенных терминалах. Однако в России такое решение еще не приняли. На совещании в Минтрансе 19 апреля, рассказывается в письме, против «белорусского» варианта выступили Минсельхоз и Минпромторг, опасаясь удорожания перевозки. В Минтрансе от комментариев отказались.
АСМАП считает эти опасения необоснованными: дополнительные издержки на перецепку полуприцепа «минимальны и не превышают €50», перегрузка обойдется в дополнительные €300–350.
Председатель комитета Госдумы по транспорту Евгений Москвичев поддерживает введение запрета для перевозчиков ЕС по белорусскому сценарию.
Читайте также:
Источник в логистической отрасли считает, что белорусский сценарий немногим лучше полного запрета, которого следует всеми способами избегать, чтобы окончательно не нарушить торговые цепочки.
Он говорит, что белорусский запрет обернулся длинными пробками на границе и что есть целые группы товаров — в частности, растения или оборудование, которое по технике безопасности должно быть определенным образом закреплено в кузове,— которые не подлежат перегрузке.
«Возможно, с патриотической точки зрения такая мера оправданна: поддержать российских перевозчиков работой в условиях ее закономерного сокращения,— говорит гендиректор KBT Юлия Шленская.— Но в макроэкономическом аспекте это выглядит полной несуразицей: организовать дополнительные сложности на границе, создать импортерам новые проблемы и дополнительные затраты, которые оплатит каждый, кто тут живет».
Наталья Скорлыгина