Новости

Клиенты МФО берут меньше и отдают хуже

По итогам первого квартала 2022 года объем выданных займов на микрофинансовом рынке сократился на 26,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В результате портфель рынка МФО по итогам квартала вырос всего на 7,3%, тогда как годом ранее рост составил 16,8%. Такие данные привел председатель совета СРО «МиР» Эльман Мехтиев на MFO Russia Forum 2022 в пятницу, 22 апреля.

Наибольшее падение выдач пришлось на март. По данным начальника аналитического управления департамента микрофинансового рынка Банка России Никиты Акимова, падение в марте составило 22%. Заметнее всего падение оказалось в сегменте POS-займов — в 4,5 раза. Такое снижение связано и с более осторожным поведением клиентов во время кризиса, а также с ужесточением скоринга и снижением темпов привлечения клиентов, пояснил он.

По данным Банка России, по итогам 2021 года портфель МФО вырос на 32%, до 329 млрд руб. Средний размер займа в сегменте «до зарплаты» (PDL) за прошлый год увеличился на 7%, до 8,5 тыс. руб. Доля просроченной задолженности (NPL 90+) в портфелях МФО незначительно выросла (до 29,6%), а показатель ранней просрочки (NPL 1–90) стабилизировался около 10%.

Несмотря на принятые микрофинансистами меры, ухудшается качество заемщиков. Так, по данным господина Мехтиева, по итогам первого квартала года объем краткосрочной просроченной задолженности (0+) вырос на 10,1%, свыше 90 дней — на 7%. Растет и общий уровень закредитованности населения, указывает первый заместитель председателя комитета Госдумы по финансовому рынку Константин Бахарев. Треть заемщиков имеют долговую нагрузку выше 80%, и более 40% из них — клиенты МФО. Снизить эти показатели могут помочь кредитные каникулы или снижение предельной ежедневной ставки МФО, полагает господин Бахарев. Однако кредитные каникулы пока одобряются лишь для 50% подавших заявления, так как большинство желающих пока не могут подтвердить снижение своих доходов, замечает он. Что касается законопроекта о снижении ставок, он пока готовится ко второму чтению. Его окончательные параметры и сроки вступления будут определены после получения данных о состоянии рынка за апрель, подчеркнул депутат.

Тем более что такие риски создаются и растущими расходами микрофинансистов.

Как пояснил Никита Акимов, растут расходы компаний на программное обеспечение, стоимость СМС-рассылок. Для многих компаний сегмента это означает убытки и потенциальный уход с рынка, что также может провоцировать появление серого рынка, опасается он.

 

Полина Трифонова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное