Банк России снизил ключевую ставку с 11% до 9,5% годовых, вернув ее таким образом к февральскому значению, действовавшему до начала военной операции на Украине и ужесточения санкций. Традиционно ЦБ объясняет свое решение динамикой инфляции — сейчас отмечено, что показатель оказался ниже апрельского прогноза, составив к 3 июня 17% в годовом выражении после 17,8% в апреле. Замедление инфляции во многом связано с коррекцией цен на небольшую группу товаров и услуг после их резкого подорожания в марте — в силу динамики курса рубля и «исчерпания эффектов ажиотажного потребительского спроса».
Читайте также:
К концу года в ЦБ ожидают годовую инфляцию на уровне 14–17%, хотя ранее прогнозировалось 18–23%. Зависеть итоговый показатель будет от эффективности импортозамещения, а также от скорости и масштаба восстановления импорта, который в России еще в первом квартале заметно просел. На 2023 год Центробанк прогнозирует инфляцию до 5–7%, на 2024-й — рассчитывает, что она замедлится до 4%. Однако для достижения этого целевого значения, предупреждает регулятор, в случае дополнительного расширения бюджетного дефицита может потребоваться более жесткая денежно-кредитная политика.
В целом проинфляционные риски хоть и снижаются, но остаются существенными — их усилению может способствовать дальнейшее ужесточение санкций, которое приведет к большему, чем ожидается в прогнозах, снижению экономической активности.
Более того, ограничения на стороне предложения могут усилиться из-за медленного восполнения запасов производителей в случае сохранения негативных тенденций в динамике импорта, а растущие риски глобальной рецессии могут еще и ослабить внешний спрос на российские товары.
Несколько лучше апрельских прогнозов оказался и показатель экономической активности — после резкого апрельского падения в мае ее снижение приостановилось.
Евгения Крючкова