В июле Банк России пошел на очередное резкое понижение ключевой ставки. По итогам заседания 22 июля было принято решение скорректировать ставку на 1,5 процентного пункта (п. п.) до 8%, вернув ее к значениям конца прошлого года. Аналитики ожидали снижения ключевой ставки на 0,5–1 п. п. Основанием для более сильного понижения стало замедление годовой инфляции. В июне она опустилась до 15,9%, а уже к середине июля замедлилась до 15,5%. В итоге инфляционные ожидания снизились с пиковых 18,3% в марте до 10,8% в июле.
Произошедшее агрессивное понижение ключевой ставки ограничивает потенциал ее дальнейшего уменьшения. В частности, аналитики «Ренессанс Капитала» ожидают до конца года снижения ставки лишь до 7,5%. В таких условиях, как отмечают участники рынка, перспективы инвестиций в облигации ограничены. Так, в УК «Ингосстрах-Инвестиции» считают, что на горизонте года фонд корпоративных облигаций может принести пайщикам 9,5–10,5%. Еще весной участники рынка оценивали потенциальную доходность таких инвестиций на уровне 25–30% годовых.
В условиях снижения ставок растет привлекательность вложений в акции. По мнению директора по стратегическому развитию УК «Альфа-Капитал» Вадима Логинова, компании вернутся к практике выплаты дивидендов, которые при текущем уровне стоимости акций могут достигать двузначных показателей.
Впрочем, все еще остаются риски корпоративного управления, а также фундаментальные риски, связанные с глобальной рецессией, геополитикой. Неопределенность затрудняет прогнозирование ключевых финансовых показателей компаний и, следовательно, их оценку. Тем более что некоторые эмитенты перестали публиковать операционную и финансовую отчетность.
В случае, когда частные инвесторы не готовы к высоким уровням риска на рынке акций, а текущий размер доходов по облигациям недостаточен, им могут подойти фонды смешанных инвестиций.
По оценкам, основанным на данных InvestFunds, частным инвесторам доступно почти пять десятков таких фондов с суммарным объемом чистых активов, превышающим 180 млрд руб. Такие фонды могут показывать более высокую доходность, чем фонды облигаций, но при этом они менее рисковые, чем фонды акций. За последние пять лет лучшие десять фондов смешанных инвестиций принесли пайщикам доход 45–75%, против 40–50% по лучшим фондам облигаций, и 65–115% по лучшим ПИФам акций.
В периоды кризиса в фондах смешанных инвестиций управляющие увеличивают вложения в консервативные активы, а в периоды выхода из кризиса увеличивается доля рисковых активов.
«Продолжение смягчения денежно-кредитной политики Банка России является хорошим поводом начать уменьшать долю консервативных активов портфеля в пользу рискованных. В начале года в наших смешанных портфелях доля акций была ниже, чем доля облигаций, а сейчас соотношение приближается к 50:50»,— говорит управляющий активами УК «Ингосстрах-Инвестиции» Владимир Седых.
Но, как отмечает портфельный управляющий УК «Первая» Илья Голубов, полностью убирать из портфеля долговые инструменты не стоит. Это позволяет получать купонные выплаты и средства от погашения облигаций и реинвестировать их или использовать на текущие нужды, не сокращая при этом позицию в акциях. В целом это более консервативный подход, чем формирование своего портфеля из линейки различных, в том числе и отраслевых, фондов, отмечает господин Голубов.
Вместе с тем управляющие рекомендуют держать вложения в ПИФах смешанных инвестиций нескольких управляющих компаний.
Виталий Гайдаев