В научных публикациях изоляция интернета применительно к России впервые начала обсуждаться еще в 2011 году. Поводом стал подписанный РФ и Китаем проект резолюции Генассамблеи ООН о кибербезопасности, в которой предлагалось закрепить регулирование интернета как «суверенное право государств». Дальше дискуссия шла вокруг принятия новых законов об интернете в РФ: о черном списке сайтов в 2012 году, «пакета Яровой» в 2016 году, закона о «суверенном рунете» в 2019 году.
Военные действия на Украине открыли новое, гораздо более широкое поле возможностей и предпосылок для изоляции рунета. У Роскомнадзора за последний год появилась масса новых оснований в том числе для ограничения доступа к зарубежным сайтам, включая, например, распространение недостоверной или порочащей информации о российской армии.
Однако, вопреки ожиданиям, ключевой вклад в изоляцию российского сегмента интернета (этот процесс также называют «сплинтернетом», от англ. splinter — «щепка», или «балканизацией интернета») внесли вполне добровольные действия игроков с обеих сторон.
Так, остановка деятельности многих иностранных компаний в России способствовала ухудшению доступности их сайтов в стране в 2022 году. Некоторые из технологических компаний, однако, заморозили доступ к любым своим интернет-ресурсам из России.
Наибольшая доля геоблокировок в отношении России, однако, приходится на сайты зарубежных государственных и образовательных учреждений, следует из исследования ученых Мичиганского университета и Брауншвейгского технического университета, подготовленного к грядущему августовскому симпозиуму USENIX Security.
С российской стороны доступ из-за границы в первую очередь блокируют сайты, связанные с государственными и муниципальными органами. Ограничения доступа привели к тому, что россияне за рубежом могут воспользоваться госуслугами только через VPN с серверами в РФ.
Сейчас 25,09% сайтов российских государственных органов и энергетических компаний доступны только с территории России, следует из последнего из упомянутых исследований. Еще 20,66% доступны только из РФ и Казахстана. Казахстан включают в блокировки и ряд сайтов с другой стороны границы.
Возможность настройки фильтрации по регионам в 2023 году стала «ощутимо более востребованной», чем годом ранее, рассказал руководитель направления защиты от DDoS-уровня L7 в российском сервисе DDoS-Guard Дмитрий Никонов: «Почти все клиенты, которые к нам приходят, так или иначе настраивают геоблокировку». Он добавил, что компания формирует собственную геобазу (базу данных IP-адресов, идентифицирующих устройства в интернете, с сопоставлением по регионам).
В то же время геоблокировку, по словам господина Никонова, подключают не только из соображений безопасности или прямых ограничений, но и как инструмент управления трафиком: «Она позволяет направлять пользователей на различные серверы или версии сайта в зависимости от их местоположения». Среди стран, посетителям из которых в июне 2023 года чаще всего блокировался доступ по географическому признаку, господин Никонов назвал в порядке убывания Финляндию, Мексику, Германию, Китай и Индию.
Юрий Литвиненко





SIA.RU: Главное