Новости

Что стимулирует и сдерживает экспорт продуктов из России в КНР

Китай занимает первое место в мире по импорту продовольствия: в 2022 году, по подсчетам «Яков и партнеры», страна закупила такой продукции на $236 млрд,. По словам директора компании Олега Шендерюка, в текущих условиях рынок особенно привлекателен возможностью производить расчеты в национальных валютах. Как отметил 18 октября президент РФ Владимир Путин во время визита в Пекин, внешние факторы — общие угрозы — укрепляют российско-китайское взаимодействие, а товарооборот двух стран в этом году превысит $200 млрд.

Российские агрохолдинги надеются, что заметную часть экспорта из РФ в Китай займет именно их продукция. Пекин уже начал точечно давать послабления на ввоз ряда товаров. Так, в сентябре китайская сторона отменила ограничения на ввоз российской свинины —производители ждали этого почти 15 лет.

Однако, уточняют в Минэкономики, подготовка к полноценным отгрузкам займет еще до года. За это время нужно подписать протокол о требованиях к продукции, согласовать ветеринарный сертификат, получить аттестаты для поставщиков, зарегистрировать компании в CIFER — системе поставщиков пищевой продукции КНР.

Глава Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин отмечает, что пока речь пока идет о достаточно узкой ассортиментной линейке. Но некоторые производители уже начали пересматривать стратегию работы. Сибирская Goldman Group сообщила о приостановке выпуска мясных консервов для розничного рынка РФ, чтобы сконцентрироваться на экспорте в Китай. В «Яков и партнеры» оценивают потенциал поставок свинины из РФ в КНР примерно до 200 тыс. тонн в год.

Объем поставок российского продовольствия в Китай растет и без учета свинины. Подведомственный Минсельхозу центр «Агроэкспорт» подсчитал, что за январь—август РФ отправила в КНР более 5,5 млн тонн пищевой продукции, что в 2,7 раза больше год к году. В денежном выражении экспорт увеличился на 86%, но стоимость поставок центр не раскрывает. Аналитики объясняет динамику увеличением отгрузок рапсового, подсолнечного, соевого масел, шрота, жмыха, рыбы, морепродуктов и гороха, доступ для которого на рынок Китая получен в конце 2022 года.

Президент Всероссийской ассоциации рыбопромышленников (ВАРПЭ) Герман Зверев отмечает, что после вступления Китая в ВТО в 2001 году страна укрепилась в роли «мировой фабрики» по переработке рыбы и за 20 лет ее импорт увеличился в десять раз, до $18 млрд. Россия и Норвегия поставляют минтай, треску и сельдь для переработки на китайских площадках. Хотя, по словам господина Зверева, привлекательность китайского сектора переработки сейчас снижается из-за роста средних зарплат в этой отрасли втрое за последние 15 лет.

С другой стороны, отмечает эксперт, заметно богатеющее с 2010 года китайское население открывает для себя морепродукты премиального уровня — в первую очередь живого краба. Кроме того, уточняет он, росту поставок способствует облегчение доступа на рынок. Ранее допуск получали предприятия после регистрации в упраздненном сегодня Главном управлении по контролю качества, инспекции и карантину и процедура тянулась годами.

Тенденция проявляется не только на рыбном рынке. Директор по маркетингу ГК «Благо» Кирилл Мельников отмечает, что значительная часть населения Китая сегодня предпочитает более дорогое подсолнечное и рапсовое масло, что создает предпосылки для увеличения поставок. У «Блага», по его словам, уже более половины общего экспорта приходится на Китай.

Но работа на китайском рынке сопряжена со многими сложностями. Президент и совладелец кондитерской фабрики «Победа» Виталий Муравьев говорит, что китайские партнеры будут «стараться сделать все по-своему и найти свою выгоду». Лучшее доверие — 100-процентная предоплата, указывает он. Также необходимо заранее зарегистрировать товарные знаки, иначе это сделают сами импортеры, причем еще до первой поставки и в разных классах, указывает господин Муравьев. По его словам, как только продукт становится минимально узнаваемым на китайском рынке, начинаются массовые подделки.

Сергей Юшин подтверждает, что китайские компании — жесткие переговорщики. Рынок КНР — «лакомый кусочек» для производителей и поставщиков со всего мира, и ценовой фактор здесь определяющий, поэтому китайские импортеры склонны покупать большими объемами и с дисконтом, рассказывает он.

Анатолий Костырев, Екатерина Ракитина


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное