Формально крупнейшие биржи запрещают трансакции, если в них участвуют компании из черных списков. Однако в случае с цифровыми активами сделки заключаются напрямую между покупателем и продавцом, биржа лишь проверяет объявления от участников. После попадания финансовых организаций под санкции их запретили упоминать в реквизитах. Однако, как пишет Forbes, россияне смогли обойти ограничения: вместо «Сбера», например, пишут «зеленый банк», вместо Альфа-банка — «красный» или «А-Банк», вместо «Тинькофф» — «желтый». В итоге около половины всех сделок на рынке за последние полгода прошли с использованием организаций из SDN-листа Минфина США.
Есть ли тут риски для площадок? И могут ли пострадать клиенты? Бывший глава Binance в России и СНГ Владимир Смеркис считает, что угрозы существуют: «Конечно, биржи были вынуждены убрать ряд платежных методов, такие как Сбербанк, "Тинькофф" и другие банки, которые были подвержены санкциям.
Читайте также:
Вместе с тем внутренние регламенты могут быть разными. Крупнейшие площадки вели мониторинг того, что пишется в самом объявлении. Безусловно, мы понимаем, что и сами пользователи очень часто нарушают эти регламенты. Санкционными банками пользуется большинство клиентов, но площадок для проведения операций становится все больше, и возможности у пользователей все равно останутся. P2P-переводы невозможно технически запретить. Но это давление усиливается».
Формально в результате таких сделок биржа и банк не взаимодействуют, поэтому считать это нарушением санкционных ограничений сложно. Однако в Минфине США предупреждали, что россияне могут начать использовать криптовалюты для обхода ограничений финансового сектора и с этим необходимо бороться.
Иван Якунин