Совет ЕС утвердил постановление, согласно которому доходы от заблокированных средств теперь должны фиксироваться и храниться отдельно. Это создает законные основания для того, чтобы в будущем направить деньги на помощь Украине, отмечает Брюссель. Тем временем в Международном валютном фонде заявили, что использование активов должно быть юридически обосновано. За рубежом оказалось заморожено около €260 млрд, принадлежащих Центробанку, большинство хранится в европейской инфраструктуре.
Как новое постановление совета ЕС влияет на судьбу средств? Обсудили этот вопрос с партнером BGP Litigation Сергеем Гландиным: «Активы-то заморожены, но они крутятся. Евровласти хотят понять, а сколько у них этих доходов, сколько прибыли будет. То есть деньги будут просто копиться на отдельном субсчете в условном Euroclear. Затем в ЕС уже поймут, сколько их там и можно ли их, например, на что-то обменять. Например, вернуться к властям Российской Федерации с каким-то предложением из серии: у вас на НРД столько-то наших средств, а у нас — столько-то ваших, давайте что-нибудь как-нибудь поменяем. Такая вероятность развития событий возможна.
Вместе с тем пока в Евросоюзе в неизменном виде действует 17-я статья хартии ЕС об основных правах собственности и невозможности конфисковать чего бы там ни было без выплаты адекватной соразмерной компенсации, финансирования из этих средств Украины не будет. Но активы, даже будучи замороженными, в силу законодательства любого государства подлежат налогообложению с той прибыли, которая там сформировалась за определенный календарный год. А этот налог уже по своему бюджетному правилу Бельгия может тратить на что угодно, хоть на Украину, хоть на Папуа—Новую Гвинею, хоть на Албанию, куда хочет. Но без согласия титульного собственника или вместо него нельзя решить юридическую судьбу его активов».
В Совете Евросоюза подтверждают, что нынешнее решение — это лишь первый шаг на пути к использованию прибыли от активов. В дальнейшем Брюссель может ввести взнос в бюджет ЕС с доходов или распорядиться ими иначе.
Иван Хорушевский