Показатель Mall Index (отражает количество посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) в России в период 1–18 февраля вырос на 3% год к году, в Москве — на 4%, в Санкт-Петербурге — на 3%, посчитали в Focus Technologies. Разрыв с докризисным 2019 годом составил 21%, 24% и 24% соответственно. Постепенному росту потребительской активности, по мнению руководителя направления исследований и консалтинга Focus Technologies Михаила Васильева, способствует постепенное открытие новых магазинов на ранее пустовавших площадях, что повышает привлекательность в частности крупных объектов.
Партнер Nikoliers Анна Никандрова напоминает, что этом году в России в целом запланирован ввод 661,2 тыс. кв. м торговых площадей, из которых 39% приходятся на региональные рынки. В целом позитивная динамика, по ее словам, обусловлена положительными сигналами для рынка: «В 2023 году ситуация стабилизировалась, мы отмечали снижение вакансии». Руководствуясь этими соображениями, девелоперы приняли решение о завершении начатых ранее, но отложенных проектов. Хотя эксперт не скрывает, что значительная часть объектов в итоге будет перенесена на начало 2025-го.
Массового выхода на рынок новых проектов госпожа Никандрова не ждет из-за высокой стоимости заемных средств.
В сегменте стрит-ритейла начало года, по словам директора направления стрит-ретейла NF Group Ирины Козиной, оказалось активным: число запросов на аренду выше, чем годом ранее, как в Москве, так и в Санкт-Петербурге. Основное число открытий по словам эксперта формируют заведения общественного питания (занимают 31,9% площадей) и fashion-ритейлеры (12,4%). Вакантность в сегменте, по ее прогнозам, продолжит сокращаться.
Рост числа запросов от потенциальных арендаторов заметил и гендиректор SimpleEstate Никита Корниенко, указывая, что поставившие ранее на паузу свое развитие компании сейчас возвращаются к нему. Одновременно эксперт обращает внимание на рост предложения: в жилых районах вводится большое количество новостроек, где на первых этажах представлены коммерческие площади, которые снимают как сетевые, так и несетевые игроки.
«Цены постепенно растут под давлением инфляции и активного спроса со стороны арендаторов»,— рассуждает эксперт. Тренд, по его прогнозам, сохранится.
На офисном рынке Москвы объем сделок в январе, по подсчетам руководителя департамента офисной недвижимости CORE.XP Ирины Хорошиловой, составил 226 тыс. кв. м, увеличившись год к году на 62%. По итогам всего первого квартала позитивная динамика, по прогнозам эксперта, сохранится: основной спрос на помещения сейчас формируют госструктуры и компании строительного сектора.
Александра Мерцалова