Южная Корея вслед за ЕС запретила поставлять в РФ литий-ионные аккумуляторы для электротранспорта. Самым крупным корейским поставщиком таких батарей в Россию была компания Enertech, которая с 2022 года находится под контролем структуры «Росатома».
Власти Южной Кореи запретили поставку в РФ литий-ионных батарей в рамках расширения санкций. Речь идет обо всех перезаряжаемых батареях, в том числе и аккумуляторах для электротранспорта, следует из заявления Минторга страны. Южная Корея традиционно дублирует новые ограничения со стороны западных стран. Евросоюз запрещал экспорт батарей в РФ в 12-м пакете (опубликован в декабре 2023 года).
Советник налоговой и таможенной практики Nextons Владислав Сафонов отмечает, что Корейское агентство безопасности торговли и промышленности (KOSTI) подготовило и опубликовало «достаточно подробное руководство по применению рассматриваемых ограничений». Как следует из пояснений KOSTI, под таможенный контроль подпадают таможенные коды, относящиеся как к готовым литий-ионным батареям, так и их компонентам.
Основной поставщик в РФ литий-ионных батарей всех видов, включая портативные,— Китай. Судя по китайской таможенной статистике, в РФ в 2023 году поступило аккумуляторов в общей сложности на $315,2 млн. Южная Корея поставляет гораздо меньше: в 2023 году из республики в РФ было поставлено батарей на $18,4 млн весом 322,8 тонны, а их компонентов — на $8,6 млн весом 184,6 тонны, следует из данных корейской таможенной статистики.
Читайте также:
Однако запрет на поставки батарей из Южной Кореи может оказаться чувствительным для компании «Рэнера» (подконтрольна ТВЭЛ, топливному дивизиону «Росатома»). Основной южнокорейский поставщик литий-ионных аккумуляторов в Россию — компания Enertech, которая отправляет батареи для «Рэнеры», говорят источники “Ъ”, знакомые с таможенной статистикой.
Сейчас «Рэнера» привозит ячейки и модули с корейского завода для дальнейшей сборки на территории РФ. Собранные из корейских ячеек батареи уже сейчас имеют статус «сделано в России», поскольку госкорпорация летом 2023 года заключила специнвестконтракт (СПИК) на строительство гигафабрики мощностью 4 ГВт•ч в год (50 тыс. аккумуляторов) в Калининградской области. Запуск фабрики и производство батарей запланированы на осень 2025 года.
Дмитрий Бабанский из SBS Consulting полагает, что ограничения должны стать триггером для инвестиций в НИОКР по компонентам батарей. Он также отмечает, что сохранить какие-то поставки из Кореи в теории можно — через третьи страны.
Полина Смертина, Ольга Никитина