Факторинговые компании начинают осваивать новое направление — товарный факторинг (ABL), свидетельствует опрос. Сейчас его предлагают крупные участники рынка, «ВТБ Факторинг», «СберФакторинг» и ПСБ, а также небольшая «Топком Финанс». До конца года в сегмент планирует выйти Ингосстрах-банк. Сейчас он тестирует решение совместно с финтех-стартапом FinTrack, рассказал предправления банка Станислав Даныш. Работают над внедрением «нового продукта в логике ABL-финансирования» и в «РСХБ Факторинге».
Товарный факторинг — это финансирование выкупа складских запасов с последующей реализацией их клиентам. Участники рынка оценивают портфель ABL-финансирования к настоящему времени в 20–50 млрд руб. В перспективе, по оценке гендиректора «ВТБ Факторинга» Игоря Внукова, «объемы сегмента могут быть сопоставимы с объемами самого рынка факторинга и достигать триллионов рублей».
Читайте также:
Импульсом для развития ABL-финансирования стали события 2022 года и их последствия в виде санкций и демонтажа сложившихся трансграничных цепочек поставок, отмечают эксперты. «В этих условиях спрос на финансирование складских запасов резко увеличился. Главное преимущество продукта — уверенность клиента в том, что при росте спроса на него он сможет этот спрос удовлетворить»,— поясняет исполнительный директор АФК Дмитрий Шевченко. Кроме того, уточняют в ВТБ, в значительной степени «израсходован потенциал агентского факторинга как источника роста рынка».
По оценке Игоря Внукова, сейчас 80% ABL-финансирования приходится на автомобильную отрасль. По итогам 2023 года на торговлю автомобилями и автотранспортными средствами пришлось 37,7 млрд руб., следует из материалов АФК. Продукт особенно востребован автодилерами и дистрибутерами, поскольку отличается высокой защитой от рисков дефолтов дилеров и адаптивностью к индивидуальным потребностям продавцов, говорит гендиректор «СберФакторинга» Игорь Лысенко..
Полина Трифонова