Российский рынок шеринг-услуг демонстрирует впечатляющий рост: оборот товаров и сервисов для совместного потребления увеличился на 20% по сравнению с прошлым годом. Исследование, проведённое экспертами «Чек Индекс», показало, что средний чек в данном сегменте вырос на 15% и составил теперь 1130 рублей. На первом месте по популярности оказались пауэрбанки: их аренда выросла на треть, а траты клиентов увеличились на 18%. Также заметным приростом популярности отмечены услуги проката самокатов и каршеринга.
Впрочем, в тренде сейчас не только привычные сервисы по аренде транспорта, но и другие направления, рассказал директор Центра научно-технологического прогнозирования Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики Александр Чулок: «Экономика совместного потребления оперирует теми товарами, услугами, благами, которые можно делить и у которых не падает полезность для конкретного пользователя. Если кто-то еще этим воспользуется, то она может охватить очень много разных направлений. Это может быть и фуд-шеринг, и добровольный шеринг одежды.
Для России это будет еще связано и с трудовыми ресурсами, потому что мы, к сожалению, оказываемся в очень жестких условиях на всех направлениях. И появление таких бирж для профессионалов, которые могут спокойно использовать свои навыки, компетенции, работая на большое количество специалистов, вполне логично. Уже такие прецеденты в стране есть. Я думаю, что это станет расширяться, и можно будет достаточно активно практически во всех секторах — от сборки мебели до советов по развитию науки и технологий — привлекать лучшие ресурсы на какое-то ограниченное время, то есть тоже их с кем-то делить.
Что касается перспектив для бизнеса, то надо вкладывать в первую очередь в сами платформы, потому что сегодня вы предоставляете шеринг сельхозтехники, завтра это может быть шеринг, связанный с виноделием, виноградарством, а послезавтра вы переключитесь на создание допуслуг в рамках экономики данных.
То есть в этом смысле не надо смотреть узко и пытаться во что-то одно вложиться, а потом думать, выстрелит проект или нет. Это концепция прошлого века. Следует инвестировать именно в платформы, сервисы и экосистемы экономики совместного потребления, которые могут быть достаточно адаптивны к рынку».
Рынок шеринга в РФ до недавнего времени активно рос до пандемии коронавируса. По данным Российской ассоциации электронных коммуникаций, если в 2019-м его объем составлял 770 млрд руб., то в 2020-м он пробил отметку в 1 трлн руб. Однако сейчас далеко не все направления в экономике совместного потребления рентабельны с точки зрения бизнеса, заметил доцент кафедры предпринимательства и логистики Российского экономического университета им. Плеханова Игорь Строганов:
«Шеринг-экономика в глобальном смысле подразумевает, что у вас нет своих вещей, вы пользуетесь чем-то чужим. Например, на Западе есть направление коливинг. По факту это общага, но она красиво названа, это новый формат прочтения этой услуги. У нас несколько компаний пробовали заниматься коливингами до пандемии COVID-19. В итоге, насколько я знаю, сейчас ни одна из них нормально не зарабатывает. Все они переформатировались либо в гостиницы, либо в хостелы.
Кроме того, до введения санкций существовал формат, когда ряд крупных компаний предлагали не совсем шеринг, скорее, лизинг: можно было платить какую-то сумму и пользоваться ноутбуками, приставками, телефонами и тому подобными вещами. В силу введенных ограничений некоторые бренды ушли с российского рынка и перестали поддерживать эту программу и, соответственно, работать в полной мере».
Владимир Расулов