Почему власти Москвы не хотят отдавать сетевой актив под управление «Россетей»? И почему другим регионам надо быть начеку?
Спустя почти четыре года бурных обсуждений, Минэнерго удалось внести в Госдуму законопроект о создании института системообразующей электросетевой компании, которая будет поглощать мелкие территориальные сетевые организации (ТСО). Этот шаг можно считать началом масштабной консолидации отрасли, старт которой намечен на 1 января 2025 года. Но рассмотрение документа в Госдуме может затянуться.
Власти Москвы выступали против передачи управления своим сетевым активом — Объединенной энергетической компанией (ОЭК) — под контроль "Россетей" по ряду причин. Мэр Сергей Собянин не раз обращался по этому поводу к правительству и отраслевым регуляторам: в результате в законопроекте появилась поправка, по которой в Москве допускается работа двух системообразующих ТСО.
Позиция мэрии понятна, ведь предложение Минэнерго могло прямо затронуть экономические интересы города. Согласно законопроекту, в каждом регионе останется только одна системообразующая сетевая компания. Такая организация станет «держателем котла», то есть будет собирать все средства с потребителей, а затем распределять их другим ТСО. Последние в такой схеме вынуждены будут рассчитывать на добрую волю и честность системообразующей организации.
Читайте также:
– Подобные изменения в очередной раз показывают особое положение столицы даже в рамках масштабных регуляторных изменений, – отмечает корреспондент Ъ Полина Смертина. – Впрочем, могу предположить, что другие регионы просто недостаточно внимательно прочитали законопроект. А регионам следовало бы быть начеку. В Минэнерго уже задумались над тем, чтобы вовсе запретить местным властям управлять электросетевыми активами. Министерство предложило обязать регионы передавать контролирующий пакет (более 50%) в акционерных обществах «профессиональным игрокам», приводя в пример «Россети». Между тем до сих пор остается неясным главный вопрос — о практической пользе консолидации, в том числе для потребителей. Действительно ли передача управления одной крупной компании в реальности, а не на бумаге, позволит сократить аварии?