Какие бы цели ни преследовал Банк России действиями по одновременному ослаблению рубля и ужесточению денежно-кредитной политики, рынок потратил первый день в новых условиях, чтобы показать регулятору: он его плохо понял или ему не поверил. Вчера однодневные ставки межбанковского кредита MosPrime, вопреки заявлениям аналитиков об отсутствии связи между ставкой рефинансирования и ставкой кредита, взлетели вдвое -- с 6,5% до 13%. Во вторник после появления информации о расширении границ валютного коридора ЦБ, по оценкам опрошенных "Ъ" валютных трейдеров инвестбанков, продал на открытом рынке с целью поддержки рубля еще $7 млрд резервов. "ЦБ сам себя загнал в угол. В конце прошлой недели атаки на рубль фактически прекратились, спекулянтов было мало, а ЦБ тратил на рынке всего $1-2 млрд. Теперь ЦБ сам разжег аппетиты спекулянтов",-- говорит Алексей Моисеев из "Ренессанс Капитала". "Теперь тех, кто верит в стабильность рубля, на рынке просто не осталось",-- добавляет Юлия Цепляева из Merrill Lynch.
Вчера на ММВБ объем валютных операций достиг очередного пика, по оценкам Владимира Тихомирова из "Уралсиба", в $14,8 млрд. Он оценивает интервенции ЦБ на открытом рынке в $12,8-11,8 млрд, добавляя, что на рынке активно продавалась валюта по причине выплат акциза на нефтепродукты. Впрочем, в ING Russia, Merrill Lynch и "Ренессанс Капитале" вчерашние интервенции ЦБ оценивают всего в $2 млрд. Алексей Моисеев поясняет это тем, что коммерческие банки "все деньги, не связанные с ЦБ и не подпадающие под жесткий контроль государства, поменяли во вторник", а 1 трлн руб. свободной рублевой ликвидности остался только у тех банков, которые после встречи с Владимиром Путиным находятся под контролем властей и силовиков. "Но контролировать эти деньги долго не смогут. После нескольких прокруток будет сложно понять, кому они принадлежали -- государству или нет, и деньги попытаются вывести, если не будет публичной порки",-- говорит господин Моисеев.
"ЦБ своими действиями дал повод сомневаться в том, что правительство знает, что делает",-- отметил вчера в разговоре с "Ъ" Станислав Пономаренко из ING Russia. Похоже, и в самом Банке России далеко не все понимают смысл этих действий. Источник "Ъ", близкий к ЦБ, утверждает: "Все мои собеседники в банке назвали эти шаги глупостью". Действия денежно-кредитных властей собеседник "Ъ" поясняет так: "Надо было срочно сделать что-то после встречи с Владимиром Путиным". После принятия сколько-нибудь важного решения ЦБ действия регулятора обычно комментирует первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев, но вчера разъяснений от него не последовало. А Алексей Моисеев из "Ренессанс Капитала" уже не исключает реализации в России "украинского сценария", когда правительство фактически перекрыло доступ к иностранной валюте, "и в стране встало 50% доменных печей".
"Ъ" продолжает следить за развитием событий.
Алексей Ъ-Шаповалов




SIA.RU: Главное