Информацию о том, что IPO российских компаний, запланированные на вторую половину этого года, переносятся на следующий, Ъ подтвердили сразу в нескольких крупнейших инвестбанках. "Конкретных операций у нас сейчас не намечено, поскольку из-за критической ситуации на мировых рынках запланированные на второе полугодие размещения российских компаний откладываются",-- констатирует управляющий директор по работе с финансовыми институтами Альфа-банка Максим Топпер. "Инвестбанкиры советуют своим клиентам, желающим провести IPO, подождать, пока рынок успокоится",-- сообщил Ъ управляющий директор Lehman Brothers по России Николас Йордан. "Спрос упал, и эмитент вряд ли получит желаемую цену за свои акции, будет разумным отложить любые операции на рынке капитала -- будь то кредит или операции с акциями",-- резюмирует гендиректор "Номира (СНГ) Лимитед" Максим Сельцер. Как заявили Ъ в одном из крупнейших инвестбанков, до
лучших времен отложено более 50% запланированных IPO.
По данным Thomson Financial, в первом полугодии 2007 года российские компании заняли 3-е место по объемам первичных размещений (десять IPO на общую сумму $15,83 млрд). За этот же период на London Stock Exchange (LSE) объем IPO российских компаний составил 30% от общего объема размещений, причем среди них -- самое крупное в Европе -- IPO
ВТБ на $7,968 млрд. Вслед за крупными компаниями, по мнению экспертов, на публичный рынок должны были выйти менее крупные компании. Среди них банки "Зенит", "Ак Барс", "Санкт-Петербург"; девелоперские компании Mirax Group, Coalco Development; "М-Видео", "Лента"; "Уралкалий", НК "Альянс", "Евразия" (буровая компания), и ряд энергогенерирующих компаний.
"Выходить на рынок компаниям не имеет смысла, так как они рискуют либо быть недооцененными, либо разместиться не в полном объеме",-- считает старший аналитик инвестбанка "КИТ Финанс" Мария Кальварская. По оценкам аналитиков, в
среднем голубые фишки сейчас торгуются с дисконтом 30-40%, а бумаги второго эшелона могут быть недооценены рынком более чем на 50%.
Единственными компаниями, на пользу которым может сыграть ипотечный кризис, являются дочерние компании РАО ЕЭС. ТГК-1 и ОГК-4 уже разместились, а ОГК-2 проводит road-show. К выходу на рынок готовится также ОГК-1. Однако, по мнению экспертов, генерирующие компании используют IPO не как инструмент для привлечения инвестиций, а для того, чтобы изменить структуру акционеров и привлечь стратегического инвестора.
Остальным же российским компаниям остается ждать следующего года, а инвестбанкам -- подсчитывать упущенную прибыль. "Следующая волна IPO в России возможна только следующей весной",-- говорит Максим Сельцер.
Мария Ъ-Разумова




SIA.RU: Главное