Новости

Развитие рынка страхования жизни откладывается как минимум на 2-3 года – эксперты

Развитие рынка страхования жизни откладывается как минимум на 2-3 года. Такое мнение приводят аналитики аудиторской компании "Мариллион" в обзоре "Рынок страхования жизни. Макропоказатели развития. Опыт стран Восточной Европы".
                По данным обзора, по официальной статистике в 2007 г объем собранных страховых премий по страхованию жизни составил 22,7 млрд руб, что на 42 проц больше аналогичного показателя 2006 г. Такая динамика обусловлена особенностями отражения в бухгалтерском учете передачи страхового портфеля. Аналитики "Мариллиона" скорректировали годовую собранную страховую премию на объем переданных страховых портфелей, и подсчитали, что объем премии в 2007 г составил 18,6 млрд руб, что только на 16 проц больше показателя 2007 г.
                Однако ожидания участников рынка на дальнейший рост вряд ли оправдаются, считают аналитики, поясняя, что: "Если в 2008 г российский рынок страхования жизни начал за здравие, то итоги 3-го квартала обнаружили стремительно нарастающие к концу года негативные тенденции". "Этот год внес свои суровые коррективы. Финансовый кризис фактически временно поставил крест на только начинавшем свое развитие рынке страхования жизни и вряд ли в ближайшие год-два откроется "второе дыхание", говорится в обзоре.
                Доля рынка страхования жизни по итогам 9 месяцев 2008 г составила 3,2 проц /13,9 млрд руб/ от совокупной премии по всем видам страхования. При этом доля снижается на протяжении последних трех лет: от 5,2 проц в 2005 г до 2,9 проц в 2007 г.
                "Начиная со второй половины 2008 г те небольшие ростки классического страхования жизни, которые успели сформироваться за 1,5-2 успешных года, сокращаются с нарастающим темпом, - говорится в обзоре. - Развитие страхования жизни через канал банковского страхования сократилось по нашим оценкам на 30-50 проц, и это еще не окончательное падение. Сектор ипотеки почти умер, еще не родившись". Аналитики поясняют, что накопительное страхование жизни, напрямую зависящее как от уровня доходов населения, так и от доходности инструментов фондового рынка, потеряло свою актуальность и привлекательность. "В таких условиях наметившееся развитие рынка страхования жизни, по нашим оценкам, откладывается как минимум на 2-3 года, - считают аналитики. - В то же время, если говорить о номинальных показателях премий по страхованию жизни, то вполне возможен их формальный рост в результате неклассических страховых операций, которые традиционно пользуются спросом в условиях кризисов".
                В обзоре также отмечается, что сектор страхования жизни обладает высокой концентрацией. Крупнейшие 20 компании занимают порядка 88 проц страхового рынка по объему собираемой премии за 9 месяцев 2008 г. Другой отличительной чертой является тесное сотрудничество страховых компаний с финансовыми институтами, в частности банками, и компаниями реального сектора экономики. Компании с участием стратегического иностранного инвестора, занимающиеся страхованием жизни, в большинстве случаев ориентированы на рынок и создание сбалансированного страхового портфеля.
                При этом компаний, осуществляющих страхование жизни, с каждым годом становится все меньше, в то же время увеличивается количество страховщиков с иностранным участием в капитале. Так, по итогам 9 месяцев 2007 г общее количество компаний, занимающихся страхованием жизни, составляло 140, но уже по итогам 9 месяцев 2008 г их число сократилось почти в два раза, до 92, из них 25 компаний доводят операции по страхованию жизни до конца по уже заключенным контрактам.
                Также достаточно болезнен вопрос раскрытия информации на российском рынке. По результатам анализа основных источников, раскрывающих информацию о страховых компаниях потребителям страховых услуг, аналитики "Мариллиона" пришли к выводу, что уровень раскрытия информации крайне невысок по сравнению с заданными стандартами.
                Например, среди крупнейших компаний по страхованию жизни в 2008 г 25 проц не имеют сайта. Остальные 75 проц компаний ограничиваются только общей информацией по каналам продаж и о корпоративном руководстве. 15 проц страховых компаний имеют страховые калькуляторы для расчета страховых тарифов. Только 20 проц страховых компаний размещают на своих сайтах бухгалтерскую отчетность /1 и 2 формы/, которая обязательна для публикации в средствах массовой информации

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное