Новости

Автолизинг растет вопреки дефициту транспорта

Согласно совместному исследованию рейтингового агентства «Эксперт РА» и лизинговой ассоциации ОЛА,  объем нового бизнеса российских лизинговых компаний, то есть стоимость переданных клиентам за период времени предметов лизинга без НДС, за три квартала 2021 года достиг 1,5 трлн руб. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года показатель вырос более чем в 1,5 раза.

За отчетный период значительно прибавил розничный сегмент, основу которого составляет автолизинг,— 64,5%. Рост корпоративного сегмента (в него входит железнодорожный и авиационный транспорт, морские и речные суда, недвижимость) был медленнее — всего 23,2%. Впрочем, бурный рост по сравнению с тремя кварталами прошлого года учитывает провальные показатели первого полугодия прошлого года.

В третьем квартале объем нового бизнеса составил 555 млрд руб., что на 35,4% больше, чем за аналогичный период 2020 года, когда лизинговый сегмент начал свое восстановление. И если темпы сохранятся, то объем рынка может впервые в истории превысить 2 трлн руб.  Пока локомотивом достижения рекордных показателей выступает розничный сегмент, прежде всего автолизинг: в третьем квартале он прибавил 35,4% в годовом выражении, тогда как корпоративный даже сократился на 5%.

Прирост автолизинга связан «с высоким спросом со стороны представителей малого и среднего бизнеса на фоне дефицита автомобилей и роста их стоимости», говорится в исследовании. Рост объема нового бизнеса строительной техники «обусловлен мерами государственной поддержки по субсидированию лизинга спецтехники и оборудования, а также реализацией крупных инфраструктурных проектов», отмечают аналитики агентства.

В то же время крупные корпоративные сегменты еще не достигли объемов двухлетней давности. Это «во многом свидетельствует о довольно слабом восстановлении объемов нового бизнеса в сегментах авиа- и железнодорожного транспорта».

Рост спроса на лизинг железнодорожной техники «обязан глобальному энергетическому кризису, который подстегнул рост цен на энергоносители и логистику угля на экспорт по железной дороге», указывает гендиректор ГК «Газпромбанк Лизинг» Максим Калинкин. А авиационному сегменту оказывают некоторую поддержку «постепенная разморозка международных направлений совместно с расширением внутренних региональных перевозок», отмечают в «Эксперт РА».

Тем не менее основной драйвер последнего времени — автолизинг — может столкнуться с проблемой недостатка предметов лизинга. Как указывает гендиректор «Регион Лизинга» Рустем Мухамедов, в четвертом квартале «сильное влияние» начало оказывать «замедление роста транспортного сегмента из-за дефицита электронных компонентов и связанного с этим роста стоимости самих авто». «Нет автомобилей даже по завышенной цене, а те, что в поставке, также быстро бронируют, и на всех не хватает»,— отмечает директор по ЦФО «Интерлизинга» Елена Банникова.

 

Илья Усов


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#лизинг":
Все материалы сюжета (95)