Как говорит заместитель руководителя управления инвестиционно-банковской деятельности ИК "Тройка Диалог" Микаэль Жибо, "IPO -- это больше чем просто финансовая операция, это стратегическая сделка для любого эмитента". "Поэтому IPO -- это уникальная возможность для банка-организатора развить долговременные и прочные отношения с эмитентом",-- поясняет он.
Для эмитента очень важна команда инвестбанкиров, с которой ему предстоит работать длительное время. Процесс подготовки IPO занимает три-шесть месяцев, но может затянуться и на более долгий срок. По словам Микаэля Жибо, в таких условиях "значимыми являются опыт членов команды, их профессионализм, готовность работать над сделкой продолжительное время".
Если судить по опыту размещений российских эмитентов, объем $400-500 млн является пороговым. Более низкий объем, как правило, размещают на российских биржах. По словам руководителя управления операций на рынке акционерного капитала "ВТБ Капитал" Елены Хисамовой, "локального листинга достаточно для привлечения необходимого уровня спроса". При размещениях свыше $500 млн организаторы рекомендуют выходить на зарубежные рынки. В этом случае, считает госпожа Хисамова, международный листинг позволит расширить круг инвесторов. Это, конечно, не касается офшорных компаний (например, Evraz, Integra, Eurasia Drilling, Globaltrans, Rusal, Okey Group S. A.), которые размещаются только за рубежом. Впрочем, и в этих случаях объем размещений не опускался ниже $400 млн.
Чтобы продать свои ценные бумаги, эмитенты вместе с банками-организаторами отправляются в роуд-шоу, то есть в поездку по городам и странам. Эти две недели посвящены встречам с инвесторами, которые завершаются формированием книги заявок. География весьма разнообразна, во время роуд-шоу менеджеры компании и банков-организаторов часто пролетают тысячи километров.
Перед роуд-шоу компания устанавливает диапазон цены, в котором собирается предложить инвесторам акции или депозитарные расписки. Этот диапазон широк, разница между минимальной и максимальной ценой составляет 15-30%.
В процессе подписки, когда проясняется интерес инвесторов к предложенной бумаге, организаторы информируют клиентов о тенденциях: как идет подписка, куда смещается спрос. В ряде случаев эмитенты сужали первоначальный диапазон заявок. При ухудшении конъюнктуры рынка эмитенты или акционеры, особо нуждающиеся в средствах, шли на снижение диапазона размещения.
Однако эти случаи скорее можно объяснить форс-мажорными обстоятельствами. Большинство же размещений укладывается в заранее установленные рамки. При этом интерес к бумаге определяется степенью переподписки книги, то есть во сколько раз спрос превышает предложение. Для успеха размещения, по опыту российских компаний, необходимо иметь как минимум двукратную переподписку.
Показательно, что даже при ажиотаже компании чрезвычайно редко идут на повышение цены размещения по сравнению с первоначальным диапазоном.
Ключевым моментом проведения IPO является формирование книги заявок и определение цены размещения. По словам Елены Хисамовой, "построение книги заказов и распределение акций в ее рамках -- это и наука, и искусство". Как отмечает Марина Кращенко, инвесторов можно условно разделить на две большие группы -- долгосрочных и спекулятивно настроенных. И качество книги зависит от правильно выбранного баланса: важно, чтобы акция не умирала, когда ее берут в свои портфели долгосрочные инвесторы, и чтобы не было ажиотажной продажи бумаг сразу после сделки, когда краткосрочные инвесторы хотят получить мгновенный доход.
Бывают и сбои, когда после формирования книги сделка не заключается. Нынешний год был богат на отмены размещений во время формирования книги. Весной два эмитента -- "Уралхим" и "Русагро" в условиях падения мировых рынков приняли именно такое непростое решение. В начале октября по этой же причине отложила IPO компания "Монокристалл".
Такие решения весьма болезненны для банков-организаторов. Тем более что в последующем размещении нынешние организаторы могут уже не поучаствовать и лишатся заслуженного вознаграждения. Марина Кращенко обращает внимание на то, что "инвестиционные банки участвуют в сделке "за успех", то есть они изначально заинтересованы в осуществлении сделки, поэтому переносы и отмена размещений после формирования книги заявок случаются крайне редко".
Взаимоотношения эмитента и организаторов в случае отмены или переноса IPO зависят от особенностей конкретной сделки. Как поясняет Микаэль Жибо, "бывает так, что организаторы сработали хорошо и сделали все возможное, чтобы провести успешную сделку, но помешали, например, падение фондовых рынков и рост волатильности в момент размещения -- в таком случае сделка может быть проведена в другое время прежними организаторами".
Самые большие заблуждения связаны с использованием так называемого опциона green shoe, или стабилизирующего опциона. На самом деле тут все просто. Эмитент или продающий акционер заключает договор с банками-организаторами на использование ценных бумаг сверх установленного изначально объема размещения для стабилизации рынка. Как правило, этот объем составляет 10-15% основного объема размещения. Например, при проведении IPO ТМК этот объем составлял 10%, а у Rusal -- 14%. Эти бумаги размещаются среди инвесторов одновременно с ценными бумагами основного выпуска. Если цены после начала биржевых торгов растут, то инвесторы оплачивают эти бумаги. Если же цены снижаются, то инвесторы возвращают эти бумаги организаторам, тем самым сокращая предложение бумаг на рынке. Месяц -- стандартный период действия опциона green shoe. "После этого, как правило, рынок самостоятельно стабилизуется, и не требуется дополнительных действий со стороны банков, чтобы как-то влиять на движение котировок",-- отмечает Елена Хисамова. В итоге эмитент получает либо вырученные от продажи бумаг средства, либо сами бумаги.
Возврат бумаг не такая большая редкость. Во всех случаях после размещения котировки ценных бумаг снижались (например, у Rusal они упали через месяц на 27%). Впрочем, были и позитивные примеры использования опциона. В 2006 году компании "Роснефть", ТМК, "Система Галс" полностью реализовали инвесторам дополнительные депозитарные расписки. В 2007 году "Фармстандарт" таким образом увеличил объем размещения на 8%.
Однако инвестбанкиры отмечают, что данный инструмент работает только на западных рынках, в рамках же российского законодательства его использовать просто нельзя. Стабилизационный опцион -- это фактически другая форма поддержания рынка акций. Как отмечает Елена Хисамова, по российскому законодательству его можно расценить как определенное "манипулирование" рынком. Однако на зарубежных биржах это очень прозрачная процедура.
Успех размещения -- это все-таки редкость, ведь он достигается, когда и компания, и инвесторы довольны результатами сделки. На практике же получается либо то, либо другое. Елена Хисамова выделяет три составляющие успеха IPO. Первая -- это формирование качественной акционерной базы, то есть тех акционеров, которые через три-пять лет, когда компании потребуются дополнительные средства, будут участвовать в SPO. Второй параметр -- это формирование диверсифицированной базы инвесторов, что обеспечивает ликвидность рынка. И конечно, цена размещения. "Если наблюдается рост котировок после IPO в пределах 10-15%, это можно считать индикатором успешности сделки",-- резюмирует госпожа Хисамова.




SIA.RU: Главное

