«Мы входим в полосу дичайшего дефицита рабочей силы. У нас под миллион человек вынули с рынка труда», – считает профессор кафедры экономической и социальной географии России географического факультета МГУ Наталья Зубаревич. Стоит ли ждать перемен в 2024 году? Почему с точки зрения человеческого капитала поворота на восток нет? И кто будет проигравшим в гонке заплат? Об этом эксперт рассказала на лекции в Твери. SIA.RU записал основные цитаты.
О миграции: «Усох ручеёк»
– По итогам 2023 года межстрановая миграция у нас – 110 тысяч человек. Это в 2 раза меньше, чем было в стабильные годы, то есть сальдо миграции «уполовинилось». Основной приток нам давала Средняя Азия без Казахстана. «Ручеёк» начал на глазах «усыхать» где-то с августа 2023 года. Что произошло? Догадаться несложно: в августе упал рубль. Ехать к нам стало сильно неинтересно. Поэтому, помимо того, что в России депопуляция, у нас сжимается и миграционный прирост. Многие россияне скажут: «И слава Богу». Но дело в том, что мигранты – значимая часть рабочей силы для России в доставке, в торговле, в стройке и ЖКХ. Мы теряем этот весомый кусок рабочей силы. И, как вы понимаете, гордые и независимые россияне на эти рабочие места не стремятся. Кем мы будем заменять мигрантов – большой-большой вопрос. Это ещё одна проблема в тяжелейшей ситуации с кадрами.
О дефиците кадров: «Жуткая демографическая яма»
– Сейчас на рынок труда выходит молодое поколение, которое по численности на 30% меньше поколения 35+. Жуткая демографическая яма. У всех, кто трудится в рекрутменте, кто занимается поиском рабочей силы, работы будет хоть отбавляй. Когда полегчает? Когда тем, кому сейчас 16, выйдут на рынок труда, то есть в 2030 году. Давайте к этой яме добавим то, что известно: 300 тысяч мобилизованных, 490 тысяч контрактников. То есть у нас под миллион человек трудоспособного возраста «вынуто» с рынка труда.
О ситуации в регионах: «Центральная Россия – неубиваемая»
– Ситуация в регионах с точки зрения рабочей силы разная. Если смотреть на центральную Россию, она неубиваемая: Московская область демонстрирует большущий миграционный прирост. В саму Москву едут меньше, потому что в столице жить дорого, а в Московской области попроще и с жильём, и с регистрацией. Мы видим совершенно классический, описанный в академических исследованиях факт: опережающими темпами растут внешние зоны крупнейших агломераций, а ядра – Москва и Питер – растут медленнее. Потому что во внешней зоне мы имеем все преимущества более дешёвой в жизни, а до работы, в ту же Москву и Питер, можно легко доехать.
О Сибири: «С точки зрения человеческого капитала, поворота на восток нет»
– Когда в очередной раз нам будут вешать лапшу на уши, что у нас есть поворот на восток, можно интеллигентно ответить: в развитии транспортной инфраструктуры – да, а в демографических процессах – нет, от слова совсем. Нет этого поворота! Посмотрите: вся Сибирь и Дальний Восток – красные на графиках, там миграционная и естественная убыль. Дальний Восток и Сибирь стареют. И от этого некуда деться.
Радость от того, что есть миграционный прирост на Чукотке и в Якутии, должна быть ограниченной. Объясню почему. По российской статистике любой человек, который зарегистрировался больше чем на 9 месяцев, имеет статус ПМЖ (постоянное место жительства). А то, что у него годовой контракт на стройку и через год он уедет, не учитывается. Поэтому ПМЖ нам мутит воду в статистике по многим северным и дальневосточным территориям. Сейчас там действительно идут серьёзные стройки, большие разработки месторождений. Но с точки зрения человеческого капитала – нет поворота на восток. Вахта? Да, есть, милости просим. Вот, например, в Приморском крае электростанцию строить будут 12 000 человек, из которых 11 000 – вахта. Становится понятно, откуда миграционный прирост. Вахтовики работают везде, это лишь вопрос зарплаты и условий труда.
О молодых: «За вас будут драться»
– Вам не понравится, но это медицинский факт, это надо принять: мы входим в полосу, дичайшего дефицита молодой рабочей силы. Ребята-студенты, вам повезло. Выходя на рынок труда, вы можете требовать повышенную заработную плату, вас мало, за вас драться будут. Если вы квалифицированы, вам цены не будет. Поэтому учитесь, выходите на рынок труда вооружёнными множеством компетенций, и вам заплатят дорого.
О пенсионерах: «Население стареет»
– Доля пенсионеров будет нарастать. Что это значит? Рост нагрузки на бюджет. Население стареет и становится более зависимым от государства. В структуре бюджета 21% приходится на пенсии и пособия. При такой демографической ситуации говорить о развитии экономики сложно.
О гонке зарплат: «Она не останавливается»
Читайте также:
– У нас гонка зарплат идёт со страшной силой. Сначала за счёт бюджетных денег резко повысили зарплаты осенью 2022 года на оборонных предприятиях, потом погнались гражданские, потому что надо что-то делать и удерживать рабочую силу. В 2023 году ничего не остановилось, всё прёт и прёт.
О малом бизнесе: «Он – проигравший»
– Выдержит ли гонку зарплат частный бизнес? Нет. Выдержат крупные холдинги, государственный бизнес, крупняк, они могут рубить издержки, у них есть «жировые» запасы. А вот средние и мелкие предприятия – нет. Они не могут себе позволить поднимать зарплаты, им надо как-то ещё инвестировать в расширение мощности, когда растёт спрос. Поэтому малому и среднему бизнесу будет сильно сложно.