Евросоюз в очередном пакете санкций 24 июня ввел полный запрет на использование Системы передачи финансовых сообщений (СПФС) Банка России — российского аналога международной системы SWIFT.
В частности, организациям ЕС, работающим за пределами России, будет запрещено подключаться к ней или эквивалентным специализированным сервисам обмена финансовыми сообщениями. Также нельзя совершать трансакции с юрлицами, использующими СПФС вне РФ. Однако не до конца понятно, как будет формироваться этот список, поскольку Банк России с 2022 года засекретил перечень банков и других организаций, подключенных к системе.
По данным ЦБ, по итогам 2023 года СПФС насчитывала 556 организаций-пользователей, а общее число переданных через систему сообщений удвоилось по сравнению с трафиком 2022 года.
В марте 2024 года директор департамента национальной платежной системы Банка России Алла Бакина сообщала, что в СПФС более 160 зарубежных участников из 20 стран. С марта 2022 года ЕС отрезал от использования SWIFT десять российских банков: Сбербанк, РСХБ, МКБ, ВТБ, «ФК Открытие», Совкомбанк, Промсвязьбанк, Новикомбанк, АБ «Россия», ВЭБ.
Глава Ассоциации участников рынка электронных денег и переводов Виктор Достов уточняет, СПФС — это информационная, а не расчетная система: «Деньги не перемещаются, но передается информация о платеже, а далее они уже идут по корреспондентским счетам банков».
Использование SWIFT внутри РФ сейчас запрещено. Информацию по операциям банки обязаны передавать через собственные системы, сервисы сторонних российских компаний и СПФС. Ранее сообщалось о разработке других альтернативных систем в РФ. Глава Сбербанка Герман Греф еще два года назад говорил, что банк создает свой аналог SWIFT, а МИД в феврале 2024 года сообщал, что «изучаются возможности создания альтернативной SWIFT платежно-расчетной инфраструктуры».
По словам юриста практики комплаенса и санкционного права BGP Litigation Ярослава Перглера, запрет введен на непосредственное подключение к СПФС из стран—участниц ЕС компаниям—резидентам ЕС.
Вместе с тем он не касается организаций, не имеющих EU-Nexus (привязка к законодательству ЕС), а также структур, зарегистрированных и действующих в России, включая дочерние компании европейских лиц. Также, добавляет юрист, запрет не распространяется на случаи, когда юридическое лицо не присоединяется к СПФС напрямую (например, опосредованное подключение возможно через сервис-бюро). Следовательно, полагает он, запрет не усложнит расчеты между российскими лицами внутри страны.
Ольга Шерункова, Ксения Куликова, Анна Занина, Наталья Скорлыгина, Тимофей Корнев