Новости / Деньги

ЕС вводит пошлины до 37,6% на китайские электромобили. Что дальше?

Какие ответные меры грозит ввести Китай.

Европейская комиссия (ЕК) в среду сообщила о введении со следующего месяца дополнительных пошлин на импортируемые китайские электромобили — их размер варьируется от 17% до 38%. Такое решение стало предварительным итогом ведущегося Брюсселем с октября антидемпингового расследования в отношении продукции китайского автопрома. Во многом такой шаг стал победой Франции, которая, в отличие от более осторожной Германии, ратовала как за проведение антидемпинговых проверо. Впрочем, она же теперь рискует оказаться в числе первых, по кому Пекин может ударить в ответ.

Взяться за китайские электромобили, чтобы притормозить переполнение ими европейского авторынка, в Евросоюзе решились прошлой осенью. К тому моменту их доля в ЕС выросла до 8% с менее чем 1% в 2019 году и обещала увеличиться до 15% уже к 2025-му. В стоимостном исчислении, по данным исследовательской компании Rhodium Group, импорт китайских электромобилей в Европу подскочил в 2023 году до $11,5 млрд против $1,6 млрд в 2020-м. При этом цены на китайские электрокары были и остаются на 20% ниже, чем у моделей, произведенных в ЕС, что европейцы однозначно считали и считают результатом несправедливого субсидирования китайского автопрома со стороны властей КНР.

12 июня ЕК объявила о введении с июля дополнительных пошлин на китайские электромобили. В частности, дополнительный тариф на продукцию концерна BYD составит 17,4%, на продукцию бренда Geely — 20%, а для SAIC — сразу 38,1%. Такая разница связана с разным уровнем государственных субсидий, получаемых этими компаниями, пояснили в ЕК. Все остальные производители электромобилей в Китае, которые сотрудничали с расследованием Еврокомиссии, столкнутся со средней пошлиной в размере 21%, а тех, кто от взаимодействия отказался, обложат пошлиной в 38,1%.

Наиболее активным сторонником идеи максимально повысить тарифы на китайские авто с нынешних 10% была Франция, которая, собственно, и пролоббировала начало расследования Брюсселем.

А вот Германия, напротив, с самого начала крайне противилась любым ударам по китайскому автопрому, опасаясь за судьбу своих крупнейших автоконцернов, многие десятилетия присутствующих на рынке КНР.

При этом, понимая, что повышения тарифов не избежать, немцы (хотя, как оказалось в среду, и тщетно) приложили максимум усилий, чтобы все же убедить ЕК поднять их лишь незначительно — до 15%, что сопоставимо с пошлиной, которая действует в самом Китае в отношении европейских авто.

«Это расследование против субсидий — типичный случай протекционизма»,— отреагировал на новости из Брюсселя представитель МИД КНР Линь Цзянь. И добавил, что тарифы нанесут ущерб не только торгово-экономическому сотрудничеству между Китаем и ЕС, но и стабильности глобальной цепочки производства и поставок автомобилей.

В Пекине не стали стесняться в плане обещаний ввести ответные меры, если ЕС все-таки ее развяжет. «Если европейцы продолжат подавлять китайские компании, Китай примет все необходимые меры, чтобы решительно защитить законные интересы китайских предприятий»,— заметил, в частности, министр коммерции Китая Ван Вэньтао, будучи в начале месяца с визитом в Испании.

Более того, на этот раз Китай отошел от традиции не грозить чем-то конкретным, практически прямо обозначив, какие из европейских отраслей попадут под ответный удар. Так, Пекин уже предупредил, что нацелится на сельскохозяйственный и авиационный секторы ЕС, что станет крайне чувствительным ударом прежде всего по Франции.

По данным же китайской правительственной газеты Global Times, власти страны уже рассматривают возможность антидемпингового расследования импорта из ЕС свинины и молочной продукции, на которые в 2023 году сообща пришлось около €5 млрд, то есть четверть от всего экспорта агропродовольственной продукции ЕС в КНР.

Неудивительно, что ожидания от последствий нынешнего решения ЕК оказались мрачными. «К сожалению, некоторые ответные меры, похоже, уже готовятся. Помимо торговли эти тарифы, вероятно, усилят напряженность в отношениях между Китаем и ЕС, которые и так нестабильны»,— отметила Китайская торговая палата при Евросоюзе в комментарии для Euractiv.

«Реакция и последствия могут привести к торговой войне, что будет губительно для региона, который все еще сильно зависит от китайских цепочек поставок для достижения своих высоких климатических целей»,— сказал, в свою очередь, агентству Reuters глава автомобильных исследований в компании Rho Motion Уилл Робертс.

Наталия Портякова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "#электромобили":
Все материалы сюжета (125)