Китайские банки считают юани из России «грязными» и отказываются их принимать. Проблема с платежами появилась около двух недель назад и решения пока не нашлось, сообщили в «Деловой России». Однако понять, проходят ли платежи «чистыми» юанями или нет, часто бывает невозможно, поэтому банкиры из КНР ставят сделки на паузу, чтобы проследить весь путь трансакций.
Со сложностями столкнулись российские импортеры товаров и логисты, рассказал генеральный директор компании «Первая группа», член генсовета «Деловой России» Алексей Порошин: «Мосбиржа попала под санкции и на текущий момент тоже изменила свой клиринговый банк. Китайские организации стали тщательно смотреть источник происхождения денег, связан ли он с Россией. Большинство таких операций либо возвращается, либо ставится на дополнительный комплаенс.
Платежи доходят из ряда банков, в том числе из крупных, но большинство крупнейших финансовых институтов в КНР сегодня начали четко разделять входящий юань на "грязный" и "чистый".
В последнем случае — это валюта, заходящая в Китай с территории, не связанной с Российской Федерацией. На текущий момент это касается практически большинства отечественных импортеров, потому что уже больше 60% всего товарооборота попало в санкционные списки. Это практически все оборудование, разные группы товаров. Российские компании, в свою очередь, вынуждены применять механизмы оплаты в КНР через различные неттинговые инструменты, когда в республику деньги заходят от структур, не связанных с РФ. По большей части это платежные агенты, трейдинговые компании в ряде регионов Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока и так далее, которые юань покупают на различных площадках, не связанных, опять же, с Россией. Также сегодня возникла проблема с логистикой — банки в КНР начали четко отслеживать документы для отгрузки, коносаменты и так далее и также блокировать дальнейшие расчеты российской и китайской стороны, возвращая деньги назад».
Читайте также:
Эксперты говорят, что не только Китай теперь сортирует деньги от сделок на «грязные» и «чистые», проводить международные расчеты в целом россиянам все сложнее. К тому же привлечение посредников обходится дороже из-за дополнительных комиссий и спредов. Объем издержек оценивается в 5-10%, пояснил директор «Института развития предпринимательства и экономики» Артур Гафаров: «Это касается не только трансакций с Китаем, но и актуально для других стран-партнеров. Банки хотят быть уверены в отсутствии российского следа при проведении расчетов. В первую очередь под риск попадают компании, поставляющие товары двойного назначения, но проблема постепенно распространяется и на остальные категории.
Поскольку процедура банковского комплаенса касается в основном только документарных проверок, временным выходом из ситуации может стать проведение трансакций и покупка юаней через страны-партнеры, например, Киргизию, и их национальные структуры. Другим способом является использование мелких зарубежных банков в третьих странах, для которых риски попасть под санкции пока не столь значительны, как для более крупных игроков. Однако в любом случае это удорожает и удлиняет внешнеторговые операции».
Светлана Белова