С такой инициативой выступило Минэкономразвития, подробности приводят «Известия». Оценка заведений появится в открытом доступе в интернете, ее также можно наклеить на входную дверь. Выставлять баллы будет инспектор Роспотребнадзора.
Однако четких критериев, по которым будут оценивать заведение, пока не приводится. Бизнесу будет это интересно, если подобные профилактические визиты смогут уберечь его от проверок, отметил основатель сети ресторанов «Мясо и Рыба», омбудсмен ресторанного рынка Москвы Сергей Миронов: «Здесь важно, чтобы эта инициатива была принята всеми государственными и контрольными органами. Бизнесу это интересно в первую очередь с позиций риск-ориентированного похода.
Не секрет, что проверяющие часто смотрят не там, где проблема, а там, куда удобнее ходить. И вроде прекрасный ресторан, а у него то одна проверка, то вторая, а рядом находится какая-то палатка с шаурмой, где нарушается все на свете, но к ним никто не ходит. Если при этом будет решено, что заведения с высокой оценкой не будут подвергаться каким-то дополнительным проверкам и вообще ставиться в план проверок, раз у них все хорошо, то в любом случае будут написаны критерии проверки бизнеса, которые должны ориентироваться на нормативные акты.
Плюс все-таки эти критерии надо обсуждать с бизнесом, чтобы они были правильными и объективными. Это рассматривается как некие профилактические визиты с согласия бизнеса, как мы все это понимаем. Каких-то рисков в этой интерпретации мы не видим».
Собеседники «Известий» отмечают, что такие рейтинги могут использоваться недобросовестно, поэтому критерии оценки должны быть максимально прозрачными. Но и это не всегда может помочь, считает преподаватель РАНХиГС, руководитель рекламного агентства Strong Дмитрий Сендеров. По его словам, чтобы такой рейтинг стал авторитетным в глазах потребителей должен пройти не один год:
Читайте также:
«Попытки создать определенные рейтинги не новы, это известная маркетинговая стратегия, проблема в том, что лишь единицы из них становятся общепризнанными. Чтобы рейтинговая система была признана, должно пройти время, она должна иметь безупречную репутацию, отвечать чаяниями, вкусам целевой аудитории. И любое сомнение в том, что этот рейтинг абсолютно независим, может его достаточно легко обрушить. Стремление всех мести под одну гребенку, разработать единые критерии, оно далеко не всегда разумно, потому что появляется вкусовщина, возможность для коррупции. Могут быть прозрачные критерии, такие как чистота на кухне, в туалете, которые можно замерить. А все остальные критерии абсолютно индивидуальны, они могут принципиально отличаться у разных людей».
Елена Иванова