Новости

Стала известна схема обналичивания через маркетплейсы

Финразведка сообщила о рисках обналичивания через маркетплейсы. Предупреждения о возможности незаконных операций были разосланы банкам, заявил РБК представитель Росфинмониторинга. Кредитные организации с августа также фиксируют рост числа сомнительных трансаций с участием онлайн-площадок.

Почву для злоупотреблений создает возможность закупать и реализовывать товар за наличные, поясняет руководитель практики финансовых расследований ФБК Александр Сотов: «Есть определенный объем безналичных денежных средств, которые мы бы хотели перевести в наличные. На эти средства мы якобы покупаем товар. Но товара этого на самом деле нет, а денежные средства передаются нашим мнимым покупателям, после чего эти покупатели якобы приобретают у нас мнимый товар, рассчитываются за него наличными или картой, несильно велика разница.

Вот и получилось, что безналичные деньги превратились в наличные, которые мы вроде как получили от клиентов. Тут, может быть, банк напрягается не столько по поводу обналичивания как такового, сколько насчет отмывания доходов, полученных из незаконных источников. Конечно, часто наличные средства используются для так называемого кассового разрыва, чтобы разорвать след, который тянется от самого незаконного деяния к деньгам. Мы с вами эти денежные средства с одного счета снимаем, переводим их в наличную форму, а потом кладем на другой счет.

Если операции маркируются системой как красные, их можно блокировать самостоятельно. Если желтые, система выказывает сомнения, и это уже требует человеческого вмешательства. Более того, если Центробанк придет к выводу, что банк недостаточное внимание уделяет выявлению недобросовестных операций, это может стать основанием для вынесения предостережения.

Теоретически, конечно, операции законопослушных игроков могут считаться как недобросовестные. Я сам столкнулся с тем, что многие организации, которые занимаются оказанием услуг, неохотно принимают переводы по телефону. Раньше вполне можно было переводом расплатиться, а сейчас продавцы мотивируют отказ именно тем, что банки могут этот платеж заблокировать».

Эксперты по маркетплейсам отмечают, что приобрести товар за наличные селлеры могут, например, на оптовых рынках или через байеров: сумма закупки в таких случаях колеблется от 30 тыс. руб. до 100 тыс. руб. Индивидуальные предприниматели также имеют право оплачивать товар с личного банковского счета. Импортеры в свою очередь часто обходят таможенные процедуры, ввозя товар из-за границы через посредников. Из-за моратория на проверки малого бизнеса отследить такие операции сложно.

Между тем на них приходится до половины всего объема товара на российских площадках, говорит гендиректор сервиса аналитики маркетплейсов «Анабар» Петр Марков: «Ситуация выглядит так: человек фактически этого товара не видел, в Китае никогда не был, но это и неважно. Он попросит другую карго-компанию ввезти этот товар внутрь страны. Налог платить не надо, НДС довольно большой — 20%. Если ввозят не одну коробку, а 20, все еще можно объяснить, что это для личного пользования: эта граница каждый раз на таможне определяется на глазок. Дальше маркетплейс ничего не проверяет. Получается разрыв, и это причина, по которой на маркетплейсах цены сильно ниже.

С точки зрения банка это выглядит как абсолютно вменяемая трансакция: ИП платит какому-то ООО. Главное правонарушение, которое там есть, это все-таки неуплата налогов. Один из способов уходить от налогов — это дробление. У многих селлеров на маркетплейсах больше чем один кабинет. То есть по какой-то другой проблеме должен попасть на радар ИП, чтобы его начали таким сложным способом проверять.

Есть большое количество законов, направленных на отмывание, в том числе 115-ФЗ. Согласно этому закону, когда ИП большую часть средств, которые он получает на расчетный счет в виде выручки (особенно если эта выручка от одного поставщика), переводит в наличные деньги и ничего с самого счета ИП не платит, у банка могут быть по этому поводу большие вопросы».

Елизавета Скобцова


Полный текст материала на http://www.kommersant.ru/

Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное
Материалы сюжета "Маркетплейсы":
Все материалы сюжета (93)