Согласно данным Объединенного кредитного бюро (ОКБ) по итогам июля 2024 года, на конец месяца 44,1% портфеля автокредитов пришлось на крупнейшие банковские группы, 36,7% — на малые и средние банки, доля крупных банков сохранилась на уровне 19%, как и в течение последних полутора лет. При этом доля малых и средних банков в сегменте автокредитования показывает быстрые темпы снижения с 2022 года: по данным ОКБ, в январе 2022 года доля таких банков в общерыночном портфеле автокредитов превышала 50%. Доля крупнейших банковских групп при этом росла: с начала года на 5,5 п. п., с начала 2022 года — на 15,4 п. п.
В исследовании ОКБ к крупнейшим банкам отнесены «Сбер», ВТБ, Альфа-банк, Т-банк; к крупным — Совкомбанк, Почта-банк, МТС-банк, Хоум-банк, «Открытие», Газпромбанк, «Ренессанс», Россельхозбанк, Промсвязьбанк, ОТП-банк, Райффайзенбанк, «Русский стандарт», Росбанк, «Уралсиб».
До 2022 года доля кэптивных банков автомобильных марок была значительной и они еще присутствовали на рынке, говорит руководитель направления по работе с автопроизводителями Альфа-банка Илья Долгих. «Соответственно, с учетом их большей доли в материнских марках доля банков "всего" была ниже,— поясняет он.— В последние годы рост доли крупнейших банков обусловлен ростом количества совместных программ с автопроизводителями и развитием постзалоговых автокредитов».
У крупнейших банков больше возможностей для согласования совместных программ с производителями/дистрибуторами новых на российском рынке китайских автомобилей, признает исполнительный директор агентства «Автостат» Сергей Удалов. Китайские автопроизводители пока не рассматривают для себя варианты создания кэптивных банков. При этом для участия в тендерах с производителями к банкам предъявляются высокие требования на продукт, технологии и региональное покрытие, зачастую средние и мелкие банки не готовы конкурировать по этим условиям, из-за чего могут не развивать партнерство с брендами, рассказывает начальник управления «Автокредитование» банка ВТБ Алексей Бочарников.
Полина Трифонова