Пострадавшие от блокировки бумаг россиянне столкнулись с новыми трудностями. Теперь им нужно обращаться еще и в Управление по контролю над иностранными активами Минфина США (OFAC). Брокеры пытались самостоятельно добиться разморозки активов, если их клиенты не попали в санкционные списки. Однако на этой неделе еще два профессиональных участника получили отказы. На этом фоне юристы призвали не рассчитывать на коллективные заявки и предложили разбираться с западными регуляторами самостоятельно. Прежде инвесторам нужна была лицензия только Казначейства Бельгии. С 12 октября процесс значительно усложнился. Как добиться успеха в битве с американской бюрократией? Выяснял Иван Якунин.
Национальный расчетный депозитарий, где учитываются ценные бумаги россиян, подпал под европейские санкции еще в 2022 году. Активы инвесторов заморозили, но предложили механизм вывода средств в любой другой европейский депозитарий.
В индивидуальном порядке обращения одобрялись без особых проблем, говорят собеседники. Но 12 июня Национальный расчетный депозитарий (НРД) подпал еще и под санкции США. Формально генеральная лицензия разрешала сделки до 12 октября. На деле оказалось не так, рассказала инвестиционный юрист Елена Рязанова: «Очень много инвесторов получили свои лицензии от регулятора Бельгии еще до введения санкций против НРД. Национальный расчетный депозитарий оказался в списке ограничений, Euroclear начал отвечать, мол, мы считаем, что генеральная лицензия неприменима, идите за индивидуальной.
Но у OFAC есть правило: пока действует генеральная лицензия, приходить за индивидуальной бессмысленно. Или нужно принести формальный отказ от Euroclear, а он таких не давал. И только с 14 октября у инвесторов открылась возможность попытаться ее получить».
В отличие от властей Бельгии, Минфин США не озвучил никакого четкого регламента. Европейские власти требовали заключение от некоего гаранта, бумагу о прекращении связей с НРД и многое другое. Юристы начали подавать заявки в OFAC, но пока опираются на общие представления о необходимых документах. Никто из собеседников ответа из Вашингтона до сих пор не получил.