Законопроект о периоде охлаждения внесут в Госдуму уже на следующей неделе. Ранее Центробанк направил свои предложения в Минфин для разработки законопроекта. Как сообщил глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, текст может быть готов совсем скоро. По задумке, у россиянина появится возможность отказаться от кредита даже после его выдачи, если заемщик вдруг осознал, что находится под влиянием мошенников. Дополнительную проверку обяжут проводить и банки. Как именно будет работать механизм? Расскажет Иван Якунин.
Пока предложение касается только потребительских кредитов. Для займа в пределах 50 тыс. руб. периода охлаждения не предусмотрено. Суммы до 200 тыс. руб. зачислят с паузой в четыре часа. По более крупным заявкам задержка может занять двое суток. Период охлаждения — это вообще тренд, Госдума планирует внедрить его и для крупных денежных переводов. Всё — в одном законопроекте, к разработке которого привлекут и банкиров, и жертв мошенников, рассказал глава комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков: «Если прошло четыре часа, и клиент все-таки настоял на получении кредита и перевел эти деньги злоумышленникам, то это уже его ответственность. У него было время для того, чтобы всё продумать. Если банки с помощью дополнительного анализа выявят, что трансакция предназначается мошенникам, то они могут приостановить операцию — кредит и перевод — без разрешения владельца счета».
Про ответственность банков пока не все ясно. ЦБ, который лаконично озвучил инициативу в Telegram-канале, сообщил лишь следующее: «Если финансовая организация выдаст кредит с нарушением антимошеннических норм, то она не сможет требовать от заемщика исполнения обязательств». Ключевой вопрос — не возникнет ли теперь риска, что недобросовестный клиент возьмет кредит, заявит, что его обманули, и обвинит в этом банк, оставив деньги себе? Зампред Фора-банка Дмитрий Орлов ждет разъяснений от регулятора. В остальном он проблем не видит:
«Эта мера уже обсуждается достаточно давно, как минимум с начала года. Если раньше обоснованность такого подхода вызывала какие-то сомнения, то сейчас, на мой взгляд, она очевидна».