В октябре 2024 года объем выданных автокредитов вернулся к значениям прошлого года — 168 млрд против 167 млрд руб. Это следует из предварительных данных аналитического агентства Frank RG. По сравнению с сентябрем 2024 года (когда был зафиксирован исторический рекорд) выдачи рухнули на 32%.
Сегмент автокредитов до последнего времени оставался более устойчивым. В частности, по оценке Frank RG, объем выдачи кредитов наличными снижается пятый месяц подряд и по итогам октября едва превысил 300 млрд руб. (менее 50% от прошлогоднего показателя). Выдача ипотечных кредитов (после завершения в середине года льготной программы на новостройки) занимает менее 50% от прошлогодних показателей (360 млрд руб. в октябре).
Банкиры и эксперты указывают, что основными причинами резкого спада в автокредитовании были введение утильсбора и высокие ставки на долговом рынке. Согласно данным, представленным на сайте «Банки.ру», ставки нередко достигают 20–30% годовых. При этом, по словам старшего директора по банковским рейтингам «Эксперт РА» Ивана Уклеина, в отличие от менее эластичных по ставке необеспеченных кредитов и кредитных карт, средние ставки в автокредитах стремительно подбираются к предельной полной стоимости кредита (28–29% годовых), что «может заметно охладить данный сегмент в четвертом квартале».
Дополнительными факторами, сдерживающими спрос на автокредиты, «выступили действующие макропруденциальные надбавки для кредитных организаций со стороны Банка России», отмечают в ВТБ. С 1 июля 2024 года ЦБ ввел надбавки к коэффициентам риска для заемщиков с показателем долговой нагрузки от 50%. Кроме того, Иван Уклеин отмечает, что существенное влияние на динамику сегмента оказало введение с 1 октября дифференцированных риск-весов в зависимости от уровня показателя долговой нагрузки на заемщика.
Ксения Дементьева