По итогам девяти месяцев 2024 года чистая прибыль 34 лизинговых компаний, опубликовавших отчетность по РСБУ, составила 45,2 млрд руб., снизившись в годовом сравнении на 37%. Падение преимущественно было обеспечено снижением прибыли у крупнейших компаний — в диапазоне от 5% до почти 100%. А вот небольшие компании, напротив, преимущественно нарастили прибыль.
Такие показатели компании демонстрируют на фоне общего снижения темпов роста на рынке. По данным «Эксперт РА», объем нового бизнеса за первое полугодие 2024 года составил 1,48 трлн руб., показав снижение на 1% в годовом сравнении. В предшествующие годы рынок демонстрировал рост на десятки процентов. Причем в настоящее время снижение показывают и наиболее маржинальные сегменты рынка — лизинг легковых и грузовых автомобилей.
На динамику показателей оказывает влияние ряд факторов. Здесь и «резкое замедление темпов роста продаж или даже их падение на фоне роста ставок, и сокращение маржи из-за быстрого роста стоимости фондирования, и рост доли проблемных активов», перечисляет финансовый директор «Интерлизинга» Евгений Кочуров. «Рост ставок финансирования внутри лизинговых договоров примерно пропорционален росту ключевой ставки. И некоторые клиенты уже отказываются от сделок или откладывают их»,— отмечает первый заместитель гендиректора «Европлана» Илья Ноготков. Как следствие, по оценке «ГПБ Автолизинга», объем нового бизнеса на рынке автолизинга (самого успешного направления отрасли) составит 2,36 трлн руб. по итогам года, снизившись на 3%.
Несмотря на то что у лизинговых компаний, входящих в крупные банковские группы, есть ресурсы для неповышения ставок по договорам, больше гибкости в текущих условиях проявляют как раз небольшие и средние компании. Часть крупных игроков финансируются по максимально приближенной к ключевой ставке с практически нулевой маржой, отмечает директор по стратегии ГК «Альфа-Лизинг» Дмитрий Кудрявцев.
Полина Трифонова