Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Роман Синтоцкий, «АС Байкал ТВ»: "Доходность на ТВ в последнее время снижается. К примеру, недавние изменения, внесенные в закон о рекламе, свели к нулю доходность такого вида рекламы, как бегущая строка. Сейчас рекламодателю дешевле минутный ролик снять, чем строку заказать. Реклама – наш основной источник доходов. Поэтому моя основная задача как продюсера – сделать программу максимально рейтинговой, а, значит, привлекательной для рекламодателя"

Умение держать слово – основное качество для продюсера и настоящего мужика
О том, почему частных телекомпаний в России становится все меньше, какие телепрограммы привлекают самых денежных рекламодателей и какие качества необходимы успешному продюсеру и режиссеру, рассказывает генеральный продюсер медиахолдинга «АС Байкал ТВ» Роман Синтоцкий.

– Продюсер и режиссер. Это мечта из детства?

Нет, маленький я хотел стать эстрадным певцом. Уже в семилетнем возрасте пришло признание – победа во Всесоюзном конкурсе детского творчества в городе Паневежис. Там меня заметили, пригласили на учебу в хоровое училище при Ленинградской Государственной капелле имени Глинки. Так, в восемь лет я переехал из Чернигова «прямо от мамкиной титьки» в Ленинград, училище-интернат.

– Какие-то важные качества учеба в училище привила?

– Конечно, по сути это была армия. Правда, с музыкальным уклоном. Умение постоять за себя, держать данное слово – все оттуда. А обязательность и дисциплина для продюсера вообще базовые качества.

– Почему же певцом в итоге вы не стали?

– Погастролировать я все же успел: вместе с хором капеллы объездил почти всю Европу, участвовал во многих правительственных концертах. Однажды после выступления вместе с хором капеллы (пели украинскую народную песню «Соловушка») ко мне подошел незнакомый человек, пожал руку и сдержанно похвалил: «Очень прилично, молодой человек». Уже после дирижер сказал, что это был всемирно известный тенор Иван Козловский, и в шутку посоветовал руку не мыть.

С хором часто бывал на киностудии «Ленфильм», где мы озвучивали фильмы. К примеру, в картине «Гойя или тяжкий путь познаний» пели «Аве Мария», еще были «Волшебная сила искусства», «Чайковский». Собрал на киностудии автографы у всех известных артистов того времени – этот блокнот до сих пор дома лежит. Но в восьмом классе училище пришлось оставить: серьезно заболел воспалением легких, и мать без лишних разговоров забрала меня домой. Среднюю школу окончил в Чернигове.

– С карьерой на эстраде пришлось попрощаться?

– Да, но петь я не перестал. Параллельно с учебой пел во дворце пионеров и в клубе на танцах. В клубе, конечно, с большей охотой – там платили деньги, правда, небольшие. Мне, как самому маленькому, раз в десять меньше, чем остальным: вместо 100-120 рублей – 10-15. Тем не менее, за несколько лет удалось скопить на магнитофон. Но пел все же не из-за денег, а для удовольствия.

– А почему стали режиссером? Мечта изменилась?

– Когда был на гастролях в Улан-Удэ, позвали в местный коллектив, соблазнив не только гонораром повыше, но и возможностью учиться в Восточно-Сибирском государственном институте культуры (сейчас – академия) по специальности «режиссер массовых представлений и зрелищ». Не знаю, как сейчас, но на тот момент институт был лучшим по всей России учебным заведением, выпускающим работников культуры. А факультет режиссуры вообще только открылся и был третьим по всей стране – до этого режиссеров выпускали только московский и питерский вузы. Я подумал, стану режиссером, кто же мне выступать-то запретит?

– С чего началась ваша карьера режиссера?

– Еще во время учебы в качестве режиссера проводил праздничные мероприятия в Улан-Удэ. Организация праздника на 9 мая в Красноярске стала дипломной работой. А в 1980 году, когда приехал в Иркутск, стал одним из руководителей вновь появившегося в городе Дворца культуры профсоюзов. Там возглавил творческий отдел, став художественным руководителем и режиссером массовых мероприятий.

Уже в этом качестве проводил дни Иркутской области в Германии, Улан-Баторе, режиссировал встречу иркутян-олимпийцев, вернувшихся из Москвы с Олимпиады-80, праздники «Дни чешской рабочей культуры в Сибири», фестиваль молодежи «СССР-Монголия», праздники города, дни США в Иркутске.

Большой честью для меня, еще совсем «зеленого» режиссера, стала возможность поучаствовать в организации праздника в честь трехсотлетия Иркутска (с момента получения им статуса города «Середина Земли») в 1986 году. Не путайте с датой основания Иркутска, 350-летие которого мы отмечали в прошлом году.

– Почему ушли с такой «теплой» должности?

– Из любых штанишек вырастаешь. В плане финансов особенно теплой эту должность не назовешь: единственное, что за десять с лишним лет произошло – нам с женой дали квартиру в 27 «квадратов», и мы смогли съехать с гримерки над сценой Дворца культуры.

Но основным был все-таки не денежный вопрос, а необходимость самоутверждения. Тем более, мой старинный друг давно звал открыть с ним бизнес по организации мероприятий. Честно скажу, доходность нашего культурно-коммерческого объединения была на высоком уровне – порядка 100% от вложенного, поскольку имя в этой нише было уже заработано, а связи налажены. Режиссер ведь полжизни работает на имя, потом имя работает на него.

– Что-то пошло не так в собственном бизнесе? Почему пошли «в продюсеры» на АС Байкал ТВ?

– Все как раз таки было отлично. И есть. Я продолжаю заниматься организацией крупномасштабных мероприятий городского и областного уровня. Например, на 350-летии Иркутска вместе с отличной командой режиссеров продюсировал праздник на стадионе «Труд».

А на АС Байкал Александр Тюников и Станислав Огородников позвали меня из-за режиссерского опыта. Компания из Шелехова как раз выходила на медийный рынок Иркутска и хотела ярко презентовать себя. В том числе при помощи конкурса красоты «Мисс Байкала». Опыт оказался настолько успешным, что конкурс захотелось повторить и в следующем 1998 году.

– Как дела на телерынке обстоят сейчас? Он по-прежнему самый доходный по сравнению с остальными СМИ?

– Если смотреть на стоимость рекламы, да – он самый дорогой. На счет доходности не скажу: не знаю, как дела обстоят в других СМИ. Но могу сказать, что доходность на ТВ в последнее время снижается. И не по рыночным причинам. К примеру, недавние изменения, внесенные в закон о рекламе, свели к нулю доходность такого вида рекламы, как бегущая строка. Сейчас рекламодателю дешевле минутный ролик снять, чем строку заказать.

А до этого в два этапа «срезали» доходы телерынка от рекламодателей, продающих алкоголь: сначала запретили рекламу крепкого алкоголя, а затем и пиво разрешили рекламировать только в ночном эфире.

– За счет чего сейчас живет телевидение?

– Реклама – наш основной источник доходов. Поэтому моя основная задача как продюсера – сделать программу максимально рейтинговой, а, значит, привлекательной для рекламодателя.

Кстати, в кризис, когда пришлось тщательно просчитать рентабельность каждого продукта, холдинг из 16 своих программ оставил только 4 самые рейтинговые – «Новости», «Утренний коктейль», «Поворот событий» и «Прямая связь-неделя».

– В Иркутске частного телевидения становится все меньше. С чем это связано?

– С падением доходности на рынке эта тенденция связана далеко не в первую очередь. Просто структуры, которые нуждаются в активном продвижении, «промоушене», создавать свои телекомпании не берутся. Им проще купить. Они делают владельцам ТВ-бизнеса привлекательное предложение, от которого трудно отказаться.

В очередной раз обсуждая эту тему с иногородними коллегами, пришел к выводу, что –  частного телевидения становится меньше не только в Иркутске, по всей стране.

– Дайте совет начинающим продюсерам, режиссерам. Что, кроме дисциплины и умения держать слово, важно в этой профессии?

– Профессионализм и коммуникабельность.

Разговаривать и договариваться приходится со множеством людей. Если будешь «букой», никто с тобой на контакт не пойдет. Кроме того, важно уметь делиться эмоциями, заражать людей своей энергией и уверенностью в том, что все делаешь правильно. Иначе на рейтинговую передачу можно не рассчитывать.

Хотя, чего греха таить, не такой уж я лучистый все время: в работе обычно использую метод «кнута и пряника».

– Как выглядит ваш обычный рабочий день?

– Когда как. Вот сегодня встал в двадцать минут шестого, чтобы встретить важного гостя, приехавшего на прямой эфир «Утреннего коктейля». В течение дня половину времени провожу в кабинете, остальное время контролирую процесс в эфирной, в монтажной или в съемочном павильоне. Ну и звонки постоянно. Сами видите, за время интервью мне раз десять точно позвонили. А могут и ночью – это в основном москвичи, они плохо разбираются в часовых поясах (смеется).

– Считаете себя успешным? Жизнь удалась?

– Отметил для себя три позиции, которые для меня означают счастливую жизнь. Благополучная семья, любимая работа и хорошее здоровье. Жена, Нина, у меня прекрасная, дочь и сын замечательные, работа настолько любимая, что не устаю круглые сутки «вкалывать». А вот здоровьем надо бы заняться. Пока расслабиться получается только в отпуске.

– Где и как любите отдыхать?

– В прошлом году отдыхал аж целых 24 дня. Так вот первую неделю я только в себя приходил: привыкал к тому, что телефон не звонит постоянно, что можно просто не работать. Остальное время отдыхал активно: лежать у бассейна или на пляже мне не свойственно.

Если отдыхать за рубежом, выбираю азиатские страны. Любимая – Таиланд, в прошлом году летал туда с женой и друзьями уже шестой раз. А вот в Европу как-то не тянет. Если «вырваться» можно только на выходные – конечно, поеду на Байкал, на бурятскую сторону, в Энхалук.

Никита Змановских, Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное