Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Татьяна Полевач, АТБ: «Я свою карьеру сделала на командной работе»

Татьяна Полевач уже четвертый год возглавляет Иркутский филиал «Азиатско-Тихоокеанского Банка» (ОАО). Как филиал из отстающих вышел в лидеры? Зависит ли банковский бизнес от личности руководителя? В каких случаях женщина должна быть жесткой? Как прийти в банковский бизнес на должность стажера кредитного эксперта и через 2,5 года стать управляющим? Об этом и многом другом – в нашем интервью.

«От стажера до управляющего – за 2,5 года»

– Татьяна Васильевна, у вас мечта детства была – банкиром стать?

Нет, что вы. В детстве я мечтала стать врачом. Но поняла, что мне не очень нравится химия, и от этой идеи отказалась. Затем была мысль поступать в МГИМО. Я очень серьезно занималась английским языком, готовилась. Но потом осознала, что мечтать хорошо, но нужно все-таки жить в реальном мире. И не хотелось оставлять семью, друзей. Я очень привязана к Иркутску. В общем, не поехала я в Москву, сдала один экзамен – так как была медалисткой – и поступила в наш нархоз.

Мысль стать банкиром пришла гораздо позже. Компания, в которой я работала после окончания вуза, сотрудничала с ВостСибКомБанком. Им тогда, в середине девяностых, руководила легендарная женщина – Тамара Петровна Царик. Она очень мне нравилась. Я смотрела на нее с восхищением и однажды поймала себя на мысли: хочу когда-нибудь стать директором банка, как она.

– А что именно прельщало в этой профессии?

Уж точно не деньги. Скорее – ответственность. И то, что нужно работать с людьми, с одной стороны, а с другой – много думать, анализировать. После первого декретного отпуска я решила не возвращаться на прежнее место работы и попробовать себя в банковской сфере. Устроилась на должность стажера кредитного эксперта в Банк кредитования малого бизнеса, который позднее стал Банком «Интеза». Там я отработала девять лет.

– Как быстро продвигались по карьерной лестнице?

Через 2,5 года я стала управляющей Иркутским офисом банка.

– Как такое возможно?

Просто работать, и все. Работать, быстро, грамотно обслуживать клиентов – делать финансовый анализ, готовить документы. Клиенты очень ценят искреннее отношение. И тогда включается «сарафанное радио» – они начинают отправлять к тебе других клиентов. Это главное в банковском бизнесе – когда тебя рекомендуют.

Если много и с отдачей работаешь – это не может остаться незамеченным. Меня начали продвигать, отправлять в сложные командировки, чтобы посмотреть, справлюсь ли я, ставить передо мной новые задачи.

Тогда у меня был один ребенок, мы забирали его из садика, приходили домой, я готовила, кормила семью, мыла, убирала. Когда муж с сыном ложились спать, садилась за работу – до трех ночи сидела. Потом вставала в 6 утра – и  по новой…

«Нельзя себя жалеть»

– А семья всегда с пониманием относилась к вашей работе? Дефицит внимания наверняка был?

Наверное. Но я стараюсь его компенсировать. В выходные сейчас я всегда дома. Раньше работала по выходным, со временем научилась не делать этого. Теперь субботу и воскресенье провожу с семьей, готовлю что-нибудь вкусное: то жульены, то морские салаты, то котлетки домашние. Занимаюсь с дочкой – вторым ребенком: в кино ходим, гуляем…

– Бывали моменты, когда на одну чашу весов вставала семья, на другую – работа?

 Да, был такой тяжелый момент. В тот день я выдавала семь кредитов – это очень много по банковским меркам, с учетом того, что нужно провести финансовый анализ по каждому кредиту, подготовить договоры, подписать с клиентом, поручителями, залогодателями. И вот у меня на очереди – толпа, человек 20-25…

И в тот день заболел мой ребенок – четыре года сыну было. Мама моя повела его в больницу, звонит мне оттуда и говорит, что у него воспаление легких. А у меня в этот момент клиенты сидят на подписании договора. Я на всю жизнь запомнила: когда поворачивалась к ним спиной, шла к принтеру, чтобы распечатать документы, заплакала. Но не могу же я им показать свою слабость, разреветься. Пока печатались договоры, я вытерла слезы, повернулась к клиентам с улыбкой – и продолжила работать.

Этот момент многому научил. Все мы люди, бывают сложности в жизни. Но нельзя себя жалеть. И другим позволять видеть твою слабость. Мне больше нравится имидж собранной, уверенной в себе женщины. Да, наверное, иногда приходится быть жесткой… Знаете, самое сложное, что мне в жизни как руководителю приходилось делать, – это увольнять людей.

– Во время кризиса?

– И во время кризиса, и когда ты просто понимаешь, что человек не справляется со своими обязанностями. Человек-то вроде хороший, ты к нему привык. И сказать ему, что он не работает больше здесь, очень тяжело. Каждый раз будто грех на себя берешь.

– Вы командный игрок?

– Я свою карьеру сделала только на командной работе. Когда у всех четко распределены роли, когда люди чувствуют себя частью большого целого, когда они понимают, что их уважают, что от них многое зависит, тогда проще всего добиваться. Когда я уходила из «Интезы», очень многие сотрудники пошли вслед за мной.

«Мне хотелось развиваться»

– Почему ушли из «Интезы»?

– Просто потому, что там некуда было расти. Банк специализировался на кредитовании малого и среднего бизнеса – я все об этом знала. Это был хороший большой офис – но только один, и других продуктов, направлений не было. Было страшно принять это решение. Предложение АТБ было не первым, но остальные я не принимала.

– Чем же АТБ покорил?

– Может, просто в нужное время они мне сделали это предложение. Я уже созрела для этого. Предложение поступило перед отпуском, и, уезжая, я думала, что не приму его. Но в отпуске, когда рядом не было людей – клиентов, сотрудников – я смогла понять, что готова рискнуть. Не было эмоций, была просто жесткая логика.

– Тяжело было?

– Я уходила из успешного офиса, с успешных позиций: иркутский офис «Интезы» был в тройке лучших по банку (было около 80 офисов). А Иркутский филиал АТБ был тогда на предпоследних позициях в сети. Когда я пришла сюда и увидела отчетность, была шокирована. Потому что у одного офиса «Интезы», которым я прежде руководила, кредитный портфель был практически в четыре раза больше, чем здесь у девяти офисов. Но пути назад не было.

– АТБ – универсальный банк. Как быстро вы поняли, что нужно делать в разных направлениях, сегментах?

– Через полгода-год, не раньше. Первое время я себя чувствовала как котенок, которого бросили в прорубь. Если раньше я занималась только выдачей кредитов, то здесь оказалось, что банк работает с валютами, обслуживает паспорта сделок, выдает кредиты физлицам, принимает вклады… Кассы, банкоматы, терминалы самообслуживания, зарплатные проекты, интернет-банкинг – все это на меня валилось и валилось…

Но со временем пришло понимание процесса. И главное, что коллектив поверил в успех филиала. Сначала люди не надеялись на то, что можно изменить что-либо. Они привыкли быть неуспешным филиалом. «Поругают – да перестанут, планы нам и так всегда ставят завышенные», – думали они. Приходилось убеждать, уговаривать, ездить по офисам. Когда в банк пришли крупные клиенты, сотрудники поверили в себя и в успех филиала: нам доверяют, значит, мы молодцы.

В последние годы мы – в тройке лучших филиалов АТБ: занимали третьи, вторые места по итогам полугодий. Теперь коллектив нацелен на первое место. По вип-направлению, по рознице мы – одни из лучших. Сейчас у нас в филиале 75 тысяч клиентов. Мы представлены в 13 городах, это 38 офисов.

«В каждом городе свой портрет и офиса, и клиентов»

– Есть какие-то территориальные особенности? Отличаются клиенты в разных городах?

– Да. На самом деле, в каждом городе свой портрет и офиса, и клиентов. Уникальный город Усть-Илимск – город, вроде, расположен далеко, население – всего 70 тысяч человек... Тем не менее, по объему привлеченных средств – второй в нашем филиале. Доверяют там нашему банку. Есть клиенты, которые нас встречают там с хлебом-солью.

– Бизнесмены в небольших городах активно берут заемные средства?

Да, активно. В основном, малый бизнес: кто-то мед продает, травы, кто-то одежду, игрушки. Самые активные точки продаж у нас – это Иркутск, Усть-Илимск, Зима, Саянск. Самые доходные офисы, по итогам полугодия, – Саянск  и Зима. Города небольшие, но сотрудники банка отдаются работе, и клиенты к ним идут – серьезные, крупные, интересные.

– А какие люди руководят офисами АТБ?

Мой самый любимый вариант развития событий – когда ты выращиваешь своего человека. Я очень редко приглашаю на руководящие позиции людей со стороны. Когда ты с человеком долго работаешь, ты его в разных ситуациях видишь: насколько он готов к перегрузкам, насколько он взвешен, честен, открыт. Эти качества просто незаменимы. За них можно простить многое, даже отсутствие опыта. Потому что опыт, в конце концов, приобретается.

– На местах руководители – это местные люди?

Да. На мой взгляд, это очень важно. Ни один чужак не будет так хорошо знать местный менталитет, людей. К нему просто не пойдут клиенты.

«Задача для банка в этом году – удержать прибыль»

– Ситуация в экономике в последнее время достаточно нестабильная. Ваш банк ощущает на себе эти процессы?

Мы стали более осторожны. Консервативно принимаем решения по выдаче, например, крупных кредитов. Что касается кредитования физлиц, то люди сами стали осторожнее, уже не готовы брать кредиты в таком объеме, как в прошлом году. За прошлый год Иркутский филиал АТБ  выдал юридическим и физическим лицам около 8 миллиардов рублей, в этом году темпы выдач стали умереннее.

– ЦБ пристально следит за банковским рынком, лицензии отзываются одна за одной. Проценты по вкладам взяли курс на снижение. Непростая ситуация, одним словом. Вы,  исходя из всего этого, на что будете делать ставку в нынешнем году?

В первую очередь, нужно сказать, что у нас нет оттока по вкладам, несмотря на непростую ситуацию в банковской сфере. Отзыв лицензий сразу у нескольких банков вынуждает людей анализировать информацию о банках, сравнивать. Поэтому сейчас клиенты мелких банков активно отзывают вклады и размещают в крупных, имеющих историю, филиальную сеть, высокие рейтинги, то есть в тех банках, которые вызывают доверие.

Ситуация в банковской сфере также влияет на качество выдаваемых кредитов. И на торговое финансирование и предоставление банковских гарантий. Эти продукты востребованы у юрлиц, частных предпринимателей. Продолжим также активно работать с сегментом малого и среднего бизнеса.

– Какую долю занимает этот сегмент в корпоративном портфеле филиала?

Основную, на самом деле, порядка 70%. Если сравнивать крупный,  малый и средний бизнес, то для банка наиболее безрисковый и доходный – малый и средний. Можно выдать один миллиард рублей какому-то крупному предпринимателю, под 9% годовых. А можно выдать сто кредитов по 10 миллионов рублей со ставкой 13% годовых и заработать на них больше. И потом, если вспомнить теорию вероятности, то риск дефолта этих кредитов минимален. Не может быть, чтобы все они одновременно не вернулись. В то время, как один крупный кредит может не вернуться с большей вероятностью.

– В Иркутске очень многие банки работают с сегментом малого и среднего бизнеса. За счет чего своего клиента завоевываете?

– За счет скорости, качества обслуживания.

– Просрочка по кредитам в АТБ не растет?

– Нет, не растет.. Работать с должниками – работа неблагодарная и очень тяжелая эмоционально, но ее нужно вести. Людям действительно в этот момент плохо, как правило. Очень небольшая часть клиентов намеренно берет кредиты, зная, что не будет их возвращать. Основная часть людей, безусловно, думает, что вернет деньги банку. Просто что-то в жизни случается. И тут важно найти с человеком общий язык и договориться.

Если говорить о качестве кредитного портфеля нашего филиала, то в просрочке по малому и среднему бизнесу находится менее 1% кредитов, по физлицам – около 3%. Это очень хорошие показатели. В этом году мы сделаем все, чтобы они не изменились. Для нас это приоритетное направление. Понимаем, что если времена будут кризисные, то людям будет тяжело. Я коллег настраиваю, что этот год непростой будет. Задача для банка – удержать прибыль, а для меня – не потерять ни одного сотрудника и ни одного клиента.

«Нельзя потерять доверие коллектива, клиентов»

– Как вы считаете, насколько банковский бизнес зависит от личности руководителя? Достаточно так наладить процессы, чтобы все работало как часы, без особого вмешательства, или важно все-таки, кто стоит у руля?

– Наверное, будет нескромно говорить, что важно. Но это действительно так. Я же тоже работаю со своими руководителями и понимаю, что от личности зависит многое. От того, насколько ты человеку веришь. И клиенты должны руководителю банка верить. Как только обманешь кого-то, сторонников станет меньше.

Есть такая притча: когда человек рождается, перед ним открыты тысячи дверей, он может в любую из них войти, что-то узнать, чего-то добиться… Но всякий раз, когда мы делаем что-то неправильно, перед нами закрывается очередная дверь – закрывается навсегда. Нужно сделать так, чтобы к старости перед тобой было открыто как можно больше дверей. Потерять доверие людей – коллектива, клиентов – страшно.

– В банковском бизнесе пока все-таки больше мужчин. Как они к вам относятся? Есть ли какие-то поблажки, предубеждения? Или воспринимают вас на равных?

– На равных. Женщина же тоже может быть жесткой. Другое дело, что не всегда нужно жесткость демонстрировать. Иногда благодаря тому, что ты женщина, ты можешь более мягко о чем-то сказать, где-то можешь позволить себе, наоборот, сострить.

Сложно сказать, мужской это или женский бизнес. Тут важны просто такие качества, как, с одной стороны, гибкость, умение подстроиться под человека, понять его, с другой – принципиальность, логика и последовательность.

– А что значат для вас деньги?

– Средство для реализации целей. Это возможность содержать свою маму, учить своих детей. Это возможность проводить время с семьей, ездить отдыхать куда-то. Возможность достроить дом. Возможность уделять внимание своему внешнему виду: это необходимо в моей работе, управляющая банком не может выглядеть неухоженно, не стильно.

– И напоследок, Татьяна Васильевна, как эксперт в области денег, дайте нашим читателям свои рекомендации о том, как построить финансовую политику в этом году?

–  Некоторые рассматривают вариант вложения своих сбережений в недвижимость. Но, если быть честной, я считаю, что сейчас не время. Ситуация очень похожа на события 2008 года. Недвижимость переоценена, не стоит объективно тех денег, которые за нее просят. Покупать квартиры, по моему мнению, сейчас опасно. Представляете, насколько будет обидно: купишь сейчас квартиру, заплатишь 60 тысяч за квадрат, а она будет завтра стоить 45 тысяч за квадрат… В предыдущий кризис мы это проходили.

Знаете, на днях встречалась с крупным вкладчиком. Он сидел, думал, что же ему делать в текущей ситуации. Мы пришли к выводу, что лучше всего сейчас вклады рассредоточить в трех валютах: рубль, доллар, евро. Если одна валюта упадет, другая отыграется – по крайней мере, будет соблюден баланс. Если сумма крупная, то можно подстраховаться, снизить риски дефолтности, разложив деньги по вкладам в разных банках – по 700 тысяч рублей в каждый. Эта сумма застрахована.

Анна Масленникова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное