Газета Дело / Последний номер / "Дело" N24 от 23.12.2011

Денис Шершнев, БСЭС: От ЗИЛа – до 1,5 миллиардов

Сегодня крупный строитель линий связи и электропередач «БайкалСвязьЭнергоСтрой», насчитывающий более семисот сотрудников и трехсот единиц специализированной техники, известен по всей России. Девять лет назад компания имела в активе только ЗИЛ-130, а штат насчитывал лишь несколько человек. Как изменился рынок строительства оптоволоконных линий связи? Какие проблемы приходится решать? Почему современные заказчики хотят строить больше, но плохо платят? Есть ли смысл демпинговать, чтобы обойти конкурентов? Об этом и многом другом Газете Дело рассказал генеральный директор ООО «БСЭС» и ООО «БСЭС-Иркутск» Денис Шершнев.

«На старте росли на 300-400% в год»

– Денис Павлович, после института вы работали на железной дороге. Почему ушли?

– По образованию я – инженер-электрик по специальности «Автоматика, телемеханика и связь на железнодорожном транспорте», после института должен был отработать три года по контракту на железной дороге. Сам помучился, железную дорогу помучил, потом мы расстались с радостью (смеется). А если серьезно, то в процессе работы в реальных условиях понял, что сферу выбрал действительно интересную и нужную, но реализовать всё желаемое именно на железной дороге на тот момент было почти невозможно – и решил начать «с нуля» собственный бизнес в сфере связи. Это направление было интересно как технологиями, так и перспективами развития. Бизнес мы начинали вместе с братом. Нашлись и другие единомышленники. Поэтому стартовать было не трудно.

– Но ведь тогда, в 2005 году, на рынке строительства оптоволоконных линий связи уже были серьезные игроки...

– Серьезные игроки есть всегда, но жизнь не стоит на месте: были серьезными, стали несерьезными. На тот момент мы не задумывались о конкуренции с крупными компаниями, об этом и речи быть не могло.

– Какой первоначальный капитал у вас был?

– 40 тысяч рублей. На эти деньги мы купили ЗИЛ-130. Он до сих пор, кстати, работает.

– ЗИЛ – и все? А материалы где брали?

– Компания была зарегистрирована в феврале, а уже в июне мы заключили контракт с Транстелекомом. Мы работали по давальческой системе, поэтому материал был предоставлен заказчиком.

– Как быстро удалось раскрутить бизнес?

– Старт был самым прибыльным периодом в истории компании – рост составлял 300-400% в год. Ежемесячные поступления, равномерные графики оплат... Было очень удачное время для развития.

«Строить хотят больше, но бесплатно»

– Кризис 2008-2009 годов как-то сказался на бизнесе?

– Это был достаточно интересный кризис, хотя его и кризисом-то назвать сложно. Из наших партнеров тогда никто не пострадал. А вот сейчас, последние года два, идет постоянное ухудшение обстановки.

– Стагнацию в экономике имеете в виду?

– Это уже не стагнация, это глобальный спад. В основном у нас заказчики федерального уровня...

– Платят меньше?

– Заказывают больше, но платят с трудом. И схемы заключения договоров изменились. Если раньше был минимальный аванс, оплачивалось ежемесячное, ежеквартальное выполнение, то сейчас – ноль аванса, приемка объекта по факту полной готовности. На протяжении года, полутора-двух лет строим объект полностью за счет собственных средств, а потом начинаются сложности административного характера, затягивание сроков по оплате. Строить хотят больше, но бесплатно.

– И как вы боретесь с этой проблемой?

– Привлечением кредитных средств, изменением схемы расчета с поставщиками: перекладываем на них часть обязательств по кредитованию.

– Кроме этого существуют какие-то проблемы, мешающие развитию бизнеса?

– Сезонность, прежде всего. У нас же страна очень «южная», поэтому работаем мы только зимой (смеется). Летом идут процессы заключения договоров, а работать мы начинаем с сентября-октября, когда наступают минусовые температуры. И так бывает очень часто, когда «благодаря» заказчику реализация проекта откладывается на холодное время года, хотя есть возможность начать стройку еще летом.

 

«Строим от Твери до Хабаровска»

– С годами ваша компания стала разветвленной структурой, которая включает и учебный центр, и транспортный парк, и торговый дом... Какое направление больше всех зарабатывает?

– Отдельно рентабельность мы не рассчитываем, хотя могу сказать, что строительство линий связи компаниями «БСЭС» и «БСЭС-Иркутск» пока выгоднее всех. Главная задача, например, учебного центра – переподготовка действующих штатов, повышение квалификации. Причем не только наших сотрудников, но и специалистов других компаний. Это некоммерческая организация, то есть она не предназначена для получения огромной прибыли, и на его рентабельность мы внимания не обращаем. А вот транспортный парк и торговый дом неплохо зарабатывают. Хотя изначально были созданы для удовлетворения нужд нашей группы компаний.

– Вы давно шагнули за пределы домашнего региона и на Запад, и на Восток. Трудно было?

– Не сказал бы. На самом деле в стране дефицит реальных строительных компаний в области линий связи, которые имели бы активы, людей, передвижные механизированные колонны, опыт работы. Таких за Уралом, может быть, три-четыре. А большинство на рынке –  генподрядные, инжиниринговые фирмы, ничего не имеющие за душой и состоящие из гендиректора, бухгалтера и главного инженера. Таких у нас в стране тысячи.

– Какова сегодня география ваших работ?

– 5% приходится на Иркутскую область, остальные 95% – на другие регионы. Западный участок – в Твери, самый восточный – в Хабаровске. Самый большой объем строительства на Востоке: в Якутии, Амурской области, Хабаровском крае, Приморье. И это еще не весь список.

– Ваши сотрудники работают удаленно, как вы контролируете качество работ?

– У нас есть специальное подразделение – служба контроля качества, которое проводит внезапные проверки, когда проверяющих никто не ждет, и сотрудники не знают, что за ними наблюдают. Кроме того, у нас на каждой передвижной механизированной колонне (ПМК) есть свой начальник и инженерный штат.

– Далеко не каждый согласится работать вахтовым методом вдалеке от дома. Как вы стимулируете своих сотрудников, чем привлекаете?

– Хорошей зарплатой, субсидиями, премиями по результатам выработки за год. Традиционно проводим конкурс «Лучший по профессии» среди электромонтажников. Победителям – ценные подарки, денежные премии, путевки на всю семью в теплые страны. Кроме того, помогаем пяти-шести лучшим ссудой на приобретение жилья. Раньше, до 2012 года, ссуда покрывала стоимость квартиры полностью. Сейчас уже тяжелее находить лишние деньги, поэтому помогаем только с первоначальным взносом по ипотеке.

«‘Достраиваемся’ до деревень»

– «Бум» строительства волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) для операторов сотовой и интернет-связи позади. На чем теперь сфокусируете свое внимание?

– Сейчас, скажем так, идет переток, финансовый и физический, из одной сферы отрасли в другую. Если раньше основные деньги закладывались в строительство магистральных сетей, то сейчас идет уклон на строительство зоновых и внутригородских сетей, а также в обеспечение абонентского доступа, когда сеть вводят уже в квартиру. Мы идем в ногу со временем: открыли новое направление – отдел широкополосного доступа. Постепенно смещаем акценты, изменяем структуру наших механизированных колонн, для того чтобы они могли строить зоновые и городские ВОЛС, меняем технопарк, обучаем сотрудников.

– А заказчики кто? Те же самые операторы?

– Да, Мегафон, МТС, ВымпелКом, Ростелеком, Федеральная сетевая компания, Межрегиональная распределительная сетевая компания, Россеть. Теперь они строят линии связи в городах, в поселках, «достраиваются» до деревень. Мы также проводим подключение базовых станций сотовых операторов по федеральным трассам.

– Ранее вы говорили, что провода портят эстетический облик города. Как с этим бороться?

– Есть способ прокладки воздушной канализации, которую мы пытаемся внедрить в Иркутске. Смонтированная на опорах электроосвещения, она облегчает нагрузку и позволяет упорядочить кабельное хозяйство, располагающееся на арендованных у муниципалитета объектах. Но пока эта идея вызывает затруднения для реализации в городе, потому что стоит дорого. Хотя за такими инновациями будущее. В прошлом году мы создали Инновационный инжиниринговый центр совместно с ИрГТУ, для внедрения инноваций в жизнь. Кроме того, мы имеем собственные патенты на комбинированные типы кабелей, методику производства работ, а также на программные комплексы. По мере необходимости стараемся патентовать собственные идеи. Без этого никак нельзя.

«На нашу жизнь объемов хватит»

− Как вы оцениваете потенциал вашего рынка? Как планируете развиваться дальше?

– На нашу жизнь объемов работ хватит. Идет постепенное перепрофилирование организаций. Мы открываем для себя смежные отрасли. Сейчас, например, усиливаем направление строительства высоковольтных линий электропередач. Это стратегическая отрасль. Она нужна всегда.

– Можете назвать несколько крупных проектов, реализованных за последние два-три года?

– На трассе Владивосток-Хабаровск строили магистральные ВОЛС для консорциума операторов. В прошлом году по заказу Ростелекома и Транстелекома мы выполнили строительство ВОЛС с переходом через реку Лена, впервые в истории Якутии, на участке Нижний Куранах-Томмот-Майя. До этого там была в основном спутниковая и радиосвязь. В этом году завершили контракт по оснащению Октябрьской железной дороги (Москва-Санкт-Петербург) устройствами безопасности: установили видеокамеры, тепловизоры…. Очень сложный и дорогостоящий объект, интересный с инженерной точки зрения, как и многие другие.

– Почему заказчики выбирают вас? В чем ваши преимущества перед другими участниками рынка?

– Отлаженная система качества, большой опыт, хорошие условия поставки, оснащенность техникой и быстрое выполнение работ.

– В июне 2012 года ведущая международная консалтинговая компания J’son & Partners Consulting опубликовала итоги исследования «Анализ и оценка перспектив развития российского рынка строительства сетей связи». В топ-10 компаний, на которые приходится около 70% рынка в денежном выражении, «БайкалСвязьЭнергоСтрой» занял восьмое место по объему выручки (650 млн рублей) и четвертое по протяженности линий (4 тыс. км). Этот рейтинг с 2011 года изменился?

– Думаю, да. У нас увеличился и объем строительства, и годовая выручка выросла более чем в два раза, изменилась и годовая прибыль. Рейтинг должен выглядеть иначе.

– Конкурируете за счет цен?

– Есть фраза у Артемия Лебедева, лозунг его компании. Смысл такой: «Долго. Дорого. Очень качественно». Это про нас. Мы не демпингуем. Высчитываем минимальную себестоимость, ниже которой опускаться не будем. Если мы видим, что в конкурсе слишком низкие цены, мы сразу снимаемся с него. По завершению конкурсов в 70-80% случаев заказчик приходит к нам, потому что видит абсолютную бессмысленность предложений наших конкурентов.

«Начальник должен быть требовательным, ответственным и мудрым»

– Сегодня в штате более 700 человек. Как выстраиваете отношения с подчиненными?

– У нас существует определенная иерархия, я уже не пытаюсь знакомиться со всеми, но тех, кто у нас начинал в 2009-2010 годах, «старичков», я знаю по имени-отчеству и в лицо. Те, с кем мы начинали в 2005-2006 годах, занимают руководящие должности. У нас принят карьерный рост внутри компании. Приходят монтерами, дослуживаются до мастера, начальника участка и т.д.

– Вы сами прошли весь этот путь – от электромонтера на железной дороге до директора. Сегодня какие качества вам помогают руководить? 

– Начальник должен быть требовательным, ответственным и мудрым. Он должен понимать работу каждого своего подчиненного. Знание всех деталей производственного процесса – это обязательное условие для руководителя.

– Ваша жизнь расписана по минутам. Успеваете отдыхать?

– Все свободное время уделяю семье – у меня трое сыновей. Хотя это тоже своего рода работа, не менее важная, чем бизнес. Также активно занимаюсь спортом, что и пропагандирую в своей компании. Например, участвуем в Спортивных играх связистов, которые проводит Профсоюз работников связи. Этим летом заняли первое место в эстафете. До этого также брали первые места по шахматам, мини-футболу, входим в тройку победителей по лыжам.

– И напоследок – о ваших планах. Чего бы вы еще хотели добиться?

– Я не хочу больше работать, я хочу больше зарабатывать (улыбается). А если серьезно, то хочется добиться цивилизованных, культурных отношений «заказчик – подрядчик». Сейчас заказчики полностью диктуют условия, да еще и такие, что невозможно им предоставить услугу хорошего качества. Это нужно изменять.

Ольга Окружнова,
Газета Дело


Подпишитесь на наш Telegram-канал SIA.RU: Главное